Папки-передвижки

Театрализованное представление в подготовительной к школе группе по мотивам мордовской народной сказки «Девушка-березка»

Мария Белякова
Театрализованное представление в подготовительной к школе группе по мотивам мордовской народной сказки «Девушка-березка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: приобщить детей к культуре мордовского народа через развитие познавательного интереса к сценическому искусству.

Задачи:

- приобщение детей к профессиональному театру;

- формирование у детей потребности в театральном искусстве;

- воспитание художественного, музыкального вкуса и культуры поведения на сцене;

- развитие музыкально-творческих способностей;

- развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;

Публикация «Театрализованное представление в подготовительной к школе группе по мотивам мордовской народной сказки „Девушка-березка“» размещена в разделах

- создание музыкальной среды общения и сотрудничества на сцене вместе со взрослыми;

- формирование коммуникативных навыков общения;

- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Предварительная работа :

- разучивание песен: (Мокшанская) «Луганяса келуня, (Эрзянская) «Ки чиресэ репст видезь», «Вай, дали, дали» обр. Г. Г. Сураева-королева, (Мокшанская) «Авкай, молян мон вирев»;

- знакомство с инструментальными произведениями композиторов Мордовии, фольклорного ансамбля «Торама», ансамбля «Вий»;

- разучивание элементов мордовских хороводов и танцев;

- рассматривание слайдов к сказке «Девушка-березка», фотовыставки работ детей по мотивам сказки, эскизов национальных костюмов, просмотр на DVD выступлений народных коллективов и солистов Мордовии;

- чтение легенд, сказок мордовского народа;

- построение диалогов, разучивание текста сказки по ролям.

Оборудование и материалы:

1. Аудиозапись с мордовской музыкой.

2. Предметная среда зала, «погружающая в атмосферу сказки» : «изба», «лес».

3. Музыкальные народные инструменты.

4. Национальные костюмы.

* * *

Зал разделё н на две части: мордовская изба и лес.

Воспитатель: Шумбратадо, эйкакшт!

Дети: Шумбратадо!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем много мордовских сказок. Давайте их вспомним.

Дети: «Черная корова», «Как собака друга искала», «Благородный медведь», «Три брата».

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по мордовской народной сказке «Девушка-березка». Эйкакшт, усаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте.

Звучит фонограмма мордовских песен в исполнении ансамбля «Торама».

Воспитатель: В одном селе, на самом краю, жили старик со старухой. У них было 2 дочери. Младшая дочь росла красавицей да рукодельницей, а старшая – лентяйкой и завистницей.

(Дети одеты в мордовские народные костюмы. В избе за столом сидит баба, что-то моет, младшая дочь прядет пряжу, старшая – спит на лавке, входит дед с дровами, кладёт их у печки).

Мордовская народная песня (Э) «Ки чиресэ репст видезь»

Дед: Баба, пидек ям панго марто! (Баба, свари суп с грибами)

Баба: Панговтомо пидян! (И без грибов обойдёшься)

Дед: А мекс? (А почему без грибов)

Баба: Арасть! (Нету)

Младшая дочь: Иля мелявто, тетяй! Минь Олда марто мольтяно вирев панго мельга. (Не горюй, тятяй, мы с Олдой в лес пойдём, к вечеру грибов принесём.)

Баба: Вай, вадря! Азедо, тейтернем! (И то верно, сходите, дочки, в лес.)

(Младшая дочь подходит к старшей и будит её).

Младшая дочь: Стяк. Олда! Адя панго мельга! (Вставай, сестричка, пойдём в лес за грибами.)

Старшая дочь: А молян! А молян! Кадомак! Тонеть охота, тон и азе пильгень чавамо! (Ну вот ещё! (поднимается, потягивается). Ты хочешь, ты и иди, а я не пойду ноги свои бить по кочкам.)

Дед: Иля музгорде, пурнак и азе вирев! (Не ворчи! А быстрей собирайся, да с сестрой в лес отправляйся.)

Младшая дочь: Адя, ялакскем, истят пангонь таркат невтян, сиземеяк а кенерят! (Пойдём, сестрёнка, я тебе такие грибные места покажу, что и устать не успеешь)

Мордоская народная песня (М) «Авкай, молян мон вири»

(Берут корзинки, старшая дочь ворчит)

Баба: Ванодо, васов илядо яка! (Смотрите, далеко в лес не ходите, друг от друга не отставайте)

Младшая дочь: А ёматано, авай! (Не заблудимся, матушка) (Уходят).

Ведущий: Пришли девушки в лес, а там грибов видимо – невидимо.

Младшая дочь: Как здесь хорошо! Какой воздух чистый, а сколько грибов! Собирай, Олдушка!

Старшая дочь: Фу, какой лес противный, эти ветки все мои ручки ободрали. Надо было тебе сюда идти! Тащи теперь эту корзинку, наклоняйся, надрывайся!

Младшая дочь: Давай я тебе помогу, грибочков и для тебя наберу. Вот, смотри, какие крепкие, красивые.

Старшая дочь: Лучше бы дома сидели, на печке грелись.

Воспитатель: Шли они, шли, до глубокого оврага дошли. И вдруг… старшая обронила колечко с руки.

Старшая дочь: Вай, сурксом прась! (Ой, моё колечко, вниз укатилось) (плачет)

Младшая дочь: Иля аварде! (Не плачь, сестрёнка, я тебе своё отдам)

Старшая дочь: Не нужно мне твоё, ты меня сюда привела, ты кольцо моё и доставай.

Младшая дочь: Ну что ж, подожди, сейчас я его достану.

Воспитатель: Спустилась младшая за кольцом, а край оврага осыпался, и завалило девушку землёй.

Младшая дочь: Помогак, ялакскем! (Помоги, сестрица! Сестрица, помоги)

Старшая дочь: Как же! Полезу я помогать. Так тебе и надо! Пойду домой скорей, глядишь меня и похвалят. (Берёт корзинки и уходит).

Воспитатель: Ушла. А на месте погибшей девушки выросла красивая стройная берёзка. И часто приходили к ней девушки да парни хороводы водить.

Мордовская народная песня (М) «Луганяса келуня»

Воспитатель: Вот как-то шли по лесу музыканты, увидели берёзку.

1 музыкант: Вант, кодамо мазый килеесь! Аволь умок тия ютынь, а сонзэ эзия нее. (Смотри, какая красивая березка, недавно здесь проходили, а её не видели.)

2 музыкант: И правда, мазый! Пиляса и теян скрипкине! (И правда, диво! Срублю-ка я её, сделаю из неё скрипочку.)

Воспитатель: Лишь дотронулся парень до берёзки, она грустно запела.

Младшая дочь: (поет на мотив мордовской мелодии)

Ветерок поёт, играя,

Красной девицей была я,

А моя сестрица скрыла,

Что она меня сгубила.

Но где моя упала слёзка,

Встала стройная берёзка.

1 музыкант: Ну и чудеса!

2 музыкант: Знать, нечисто здесь!

Воспитатель: Срубили они берёзку и сделали из неё скрипочку. Пошли музыканты дальше. Добрались до села, где жили родители девушек, там и застал их вечер. Стали музыканты на ночлег проситься.

(Музыканты стучатся, дед идёт открывать)

Дед: Кие тосо? (Кто там)

Музыканты: Нолдамизь кудос! (Пустите, хозяева, переночевать)

Дед: Ну, совадо! (Ну, что ж, заходите, люди добрые) Шумбратадо, ялгат! Располагайтесь.

Ведущий: Увидел дед скрипку, подошё л поближе и говорит:

Дед: Кодамо мазый скрипкась! (Какая дивная скрипочка) Можно я на ней сыграю?

Музыканты: А тон маштат? (А ты умеешь)

Дед: Маштан! (А как же) Я, бывало, в оркестре игрывал, да и сейчас могу, если вы мне поможете.

2 музыкант (подавая скрипку) : Ну что же, дед, играй.

Воспитатель: Только взял старик скрипочку, лишь коснулся её струн, она запела:

Младшая дочь:

Ветерок поёт, играя и т. д.

Дед (плачет) : Вай, вай!

Баба: Мезе теевсь? (Что с тобой, дед? Что случилось)

Дед: Да вант! (Да вот) (протягивает ей скрипочку).

Воспитатель: Взяла она скрипочку, только коснулась струн, скрипочка запела:

Младшая дочь:

Матушка моя родная!

Твоей дочерью была я,

А моя сестрица скрыла,

Что она меня сгубила,

Но где моя слёзка,

Встала белая берёзка.

Баба (плачет) : Доченька моя, куда же ты сгинула?

Старшая дочь: Что вы здесь шум подняли, спать не даёте! Ух, какая скрипка! (подходит) Дайте-ка, я на ней сыграю.

Воспитатель: Стала играть, а скрипка поё т:

Младшая дочь:

Ах, сестрица моя злая!

Красной девицей была я.

Но от всех ты утаила,

Что меня ты погубила.

Но где моя упала слёзка,

Встала стройная берёзка.

Старшая дочь: Ах ты, противная, так гори же ты синим пламенем (бросает скрипку в печь, все бросаются к ней).

Воспитатель: Вспыхнула скрипочка и превратилась в красную девицу.

Дед, баба (радостно) : Доченька! Доченька родная!

Музыкант: Мазый тейтерь, листь монень мирденень! (Красная девица, выходи за меня замуж)

Младшая дочь: Согласна я. Тетяй, авай, благословите минек! (Батюшка, матушка, благословите нас)

Воспитатель: И сыграли они весёлую свадьбу!

Хоровод «Вай, дали, дали» обр. Г. Г. Сураева-Королева

Воспитатель: А старшая дочь от злости да зависти вся почернела и превратилась в страшную Бабу-Ягу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Спасибо нашим ребятам-артистам за то, что порадовали зрителей, а зрителей – за внимание.

Дети-артисты выходят на поклон.

Публикации по теме:

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала»Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Цель: познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Образовательные задачи: формировать умение слушать и передавать.

Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала»Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет драматизации детьми старшей группы мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Игра-драматизация по мотивам народной индийской сказки «Принцесса Мак» в подготовительной группе. ФотоотчетИгра-драматизация по мотивам народной индийской сказки «Принцесса Мак» в подготовительной группе. Фотоотчет Спектакль по мотивам народной индийской сказки «Принцесса Мак».Цель:Развивать у детей старшего дошкольного возраста умение видеть прекрасное.

Музыкально-театрализованное представление. Инсценирование сказки «Рукавичка» детьми старшей группыМузыкально-театрализованное представление. Инсценирование сказки «Рукавичка» детьми старшей группы Музыкально – театрализованное представление инсценирование сказки «Рукавичка» детьми старшей группы Цель. Создать положительно – эмоциональное.

Спектакль по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха — цокотуха» в подготовительной к школе группе (фотоотчёт)Спектакль по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха — цокотуха» в подготовительной к школе группе (фотоотчёт) Театрализованная деятельность - это эффективное средство развития личности ребенка. Она помогает формировать связную речь, обогащать словарный.

Театрализованное представление для родителей «Красная шапочка на новый лад» в подготовительной группеТеатрализованное представление для родителей «Красная шапочка на новый лад» в подготовительной группе "Красная шапочка" Выходят 4-ро детей (бабочки) и читают стихи: Есть среди лесов деревня Очень интересная, В ней живет с любимой мамой.

Театрализованное представление для старших дошкольников «Прогулка в летнюю и зимнюю сказки». Часть вторая Продолжение представления. Сказочница Интересно, куда же на этот раз попадет Буратино. Вот куда… Возле леса на опушке Трое их живет в избушке,.

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт)Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» для старших дошкольников (фотоотчёт) Вот и кончилось весёлое, тёплое лето. На смену пришла яркая, разноцветная осень и, конечно же, осенние праздники, которые проходят у нас.

Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок»Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» Театрализованное представление по русской народной сказке «Теремок» в младшей группе. Цель: Формировать у детей интерес к играм - драматизациям.

Экологическое театрализованное представление «Спасение старого Дуба». Видео сказкиЭкологическое театрализованное представление «Спасение старого Дуба». Видео сказки Вчера, 22 апреля, весь мир отмечал не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли. День Земли, проводимый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованное представление в подготовительной к школе группе по мотивам мордовской народной сказки «Девушка-березка»
Опубликовано: 23 марта 2021 в 18:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованное представление в подготовительной к школе группе по мотивам мордовской народной сказки «Девушка-березка»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Белякова (УИ 328847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД