Мешалкина Марина Владимировна
Театрализованная игра во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная игра - это по сути, разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои этих литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр заключается в наличии готового сюжета, а значит, деятельность ребенка уже предопределена текстом произведения.
Публикация «Театрализованная игра во второй младшей группе» размещена в разделах
Театрализованные игры в формировании личности дошкольника — наиболее подходящий вид деятельности, так как в них происходит всестороннее развитие ребенка. Именно поэтому воспитатель должен ответственно выбирать игры и упражнения. В театральных играх разыгрываются представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка воспроизводится сюжет и атмосфера литературного произведения.
Свойство данной игры заключается в том, что в своих играх со временем дети уже не удовлетворяются только подражанием деятельности взрослых. Теперь их начинают увлекать игры, тематика которых исходит из литературных произведений. Этот род игры - переходный, здесь присутствует некоторая драматизация, а текст используется здесь гораздо свободнее. Дети больше стремятся к правдивому изображению сюжета. В театрализованной игре деятельность детей предстает как творческая художественно – эстетическая деятельность, носящая игровой характер.
Театрализованные игры в дошкольном учреждении (для второй младшей группы) решают такие задачи и цели:
- способствовать выразительности и обогащать речь;
- формировать у детей способность оценивать себя и действия окружающих (персонажей);
- учить свободно проявлять эмоции через мимику и жесты;
- развивать у дошкольников воображение, внимание, память и мышление.
В игровой деятельности детского сада существует два вида театрализованных игр :
К режиссерским играм относятся : настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе : ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Среди режиссё рских игр выделяются следующие:
- Настольный театр игрушек. Игра предполагает использование игрушек и поделок. Главное условие — устойчивость на поверхности и отсутствие помех при передвижении.
- Настольный театр картинок. В качестве персонажей и декораций в этой игре используются картинки и рисунки. Действия героев ограничены, а настроения передаются исключительно интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, создавая эффект сюрприза.
- Стенд-книжка. Сюжет изображается с помощью иллюстраций, которые сменяют друг друга: ведущий переворачивает листы стенд-книжки, показывая действия героев и события.
- Фланелеграф. Действия игры происходят на экране из фланелевой ткани. Персонажи-картинки крепятся к нему с помощью приклеенных на обратной стороне кусочков бархатной или наждачной бумаги, или ткани.
- Теневой театр. Для игры используется экран из полупрозрачной бумаги или тонкой белой ткани, а также свет лампы за ним. Герои игры — плоскостные (желательно чёрные) персонажи, которые отбрасывают тени, а также пальцы рук.
Среди игр-драматизаций выделяются следующие:
- Игры-драматизации с пальчиками. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.
- Игры с куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.
- Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.
- Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.
Изготовление персонажей-кукол вместе с детьми помогает дополнительно создать коммуникативные контакты в группе и найти дошкольникам интересное и полезное занятие.
Особенности игры для дошкольников второй младшей группы :
- У детей формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев;
- Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, только подражают им, копируя внешние черты, не раскрывая особенностей поведения;
- Драматизации как таковой ещё нет, но во время занятий воспитатель перевоплощается в персонажей и меняет интонацию, включая тем самым её элементы;
- Фигурки пальчикового театра ребёнок использует совместно со взрослым;
- Происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой.
Требования к организации театрализованных игр :
- Некоторая содержательность и разнообразие тематики;
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;
- Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя у детей интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
Временные рамки игры для детей второй младшей группы : обычная игровая деятельность составляет не более 7 минут, серия игр — не более 20.
Примерный хронометраж игры:
Вводная часть: презентация игры - 1–3 минуты;
Объяснение правил и распределение ролей – 2-4 минуты;
Проведение игры – 6-10 минут;
Заключение – 1-2миуты.
Примеры игр во второй младшей группе
1. «Не хочу я манной каши»
Цель игры - Формировать умение выразительно проговаривать фразы.
Оборудование для проведения игры не нужно.
Ход игры: Воспитатель делит детей по парам. Один из партнёров играет роль родителя, который настаивает на том, чтобы ребёнок ел кашу (любую, какую дети вспомнят или предложит воспитатель). Персонаж-ребёнок должен представить, что очень не любит это блюдо. Родитель приводит различные аргументы, чтобы ребёнок ел кашу. Ребёнок, в свою очередь, отказывается всеми способами. Предложите детям 2 варианта: ребёнок капризничает, и родители раздражаются или же мягко им отказывает, и родители идут на уступки. Ситуацию можно разыгрывать в образах животных или любимых детских персонажей.
2. «Игра с пальчиками»
Цели игры: познакомить с элементами режиссёрской игры, развивать умение сочетать слова с движениями.
Оборудование - Куклы пальчикового театра.
Ребёнку на пальцы надевают головки мальчиков и девочек или зверей (на усмотрение и фантазию воспитателя). Затем воспитатель берёт его руку, играет с его пальчиками и приговаривает:
Ход игры:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его… (называется имя ребёнка).
В следующих источниках можно найти немало игр для дошкольников:
1. Авторская картотека Михайловой М. В. Автор собрал и обобщил игровой материал для детей младшего дошкольного возраста. Для каждой игры приведены конкретные цели и задачи.
2. Авторская картотека Мартиной В. М. Материал содержит около 50 игр. Подборка ориентирована на детей средней группы детского сада с обоснованием игровых целей.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.
Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают свои личностные проблемы (например, преодолевают комплексы, саморазвиваются и самовыражаются, приобретают навыки общения и адаптации, а также учатся логически выстраивать ход своих мыслей и анализировать ситуации.
Список литературы.
1. Программа от рождения до школы. Н. С. Вераксы.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. - 2008.
3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. - М., - 2002