Вера Бахрачёва
Театрализованная деятельность в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, помогает развить интересы и их способности; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Поэтому в свою работу включаю занятия с детьми по театрализованной деятельности и ставлю перед собой следующие задачи:
Публикация «Театрализованная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
1)создать условия для развития творческой активности детей;
2)развить речь и навыки театрально - исполнительской деятельности;
3)раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
4)привлечь активное участие родителей.
Для организации театрализованной деятельности детей в группе оборудована театральная зона. Здесь находятся наборы кукол, ширма для кукольного театра, маски, костюмы, разнообразные виды театров : пальчиковый, теневой, театр мягких игрушек, настольный и многое другое.
Куклы сделаны из подручных материалов, сшиты из плотной ткани, связанные из шерстяных ниток, а также из бумажно-картонных фигурок.
Кукла помогает легко установить контакт с ребенком. Активно взаимодействуя с ней, дети постепенно становятся более открытыми, хорошо идут на контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Дети с удовольствием берут в руки героя кукольного театра и от его лица ведут диалог между собой. Поэтому персонажи кукольных театров расположены в доступном для ребёнка месте.
Для разыгрывания сказок изготовила маски животных, сшила с помощью родителей костюмы, которые находятся в «Уголке Ряженья». Примеряя костюмы, дети легко перевоплощаются в героев любимых сказок.
Оформив уголок театрализованной деятельности, мы с детьми постепенно перешли к занятиям, которые включают в себя:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
-разыгрывание разнообразных сказок;
-упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованную деятельность организую в совместной деятельности в утренние и вечерние часы. Работу с детьми провожу небольшими подгруппами, чем обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребенку. Безусловно, огромную роль играет речь воспитателя. Дети вначале являются зрителями. Моя речь должна служить образцом для подражания! Всегда эмоционально и выразительно передаю детям содержание сказки. С помощью мимики и жестами стараюсь выразить характер сказочного персонажа. Дети внимательно наблюдали, как я говорю, действую за персонажей, имитирую ролевые движения. Они изо дня в день готовы были смотреть сказки и повторять за мной текст.
Постепенно творческая активность детей возросла. Им становилось интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Детям очень нравится имитировать ролевые движения персонажей. Наблюдая друг за другом, стараются более лучше исполнять роль.
У детей моей группы появляется особый интерес к театрализации. Больше всего они любят разыгрывать русские народные сказки. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Этому учатся дети на музыкальных и физкультурных занятиях, а так же в свободной деятельности. При обучении детей средствам речевой выразительности использую отрывки из любимых сказок. Например, детям предлагаю попроситься в теремок, как мышка или медведь. В следующий раз задания усложняются. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Предоставляю детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Я стараюсь, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Такая организация способствует развитию уверенности ребенка в себе. Для этого использую разнообразные приемы:
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
-распределение ролей по карточкам (дети берут любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
-проигрывание ролей в парах.
Также стараюсь, чтобы каждый ребенок исполнял как отрицательные роли, так и положительные. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных персонажей и не хотят играть злых. В таких случаях, детям объясняю, что артисты должны уметь играть все роли.
Дети пробовали себя актерами в русских народных сказках: «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка» и другие. Свои постановки мы показывали детям в садике, родителям. Частые выступления перед зрителями помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Хочу отметить, что именно через проигрывание сказок дети наиболее полно выражают себя, открывают свой внутренний мир. Они также выражают свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления.
Развитие театрализованной деятельности – это длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют выступления детей. Каждый родитель заинтересован в творческом развитии своего ребенка. Они принимают активное участие: помогают в изготовлении кукол для различного вида тетра, декораций к сказкам, шьют костюмы и т. д. Я считаю, что сотрудничество с родителями способствует всестороннему и эмоциональному развитию детей.
Таким образом, театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка:
• В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
• Развиваются психические процессы: внимание, память, воображение;
• Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, выразительность речи;
• Совершенствуется моторика, плавность, координация движений;
• Стимулируется творческая активность, самостоятельность.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты