Татьяна Извозникова
Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
1. Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литератур-ные произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выра-зительных средств (мимики, жестов, походки, позы, интонации).
Театрализованная игра – вид творческой игры.
Творчество проявляется в 2-х аспектах:
- способность к замыслу;
- способность к развитию сюжета.
Можно отметить следующие особенности развития театрализованной деятельности по воз-растам:
Публикация «Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Ранний возраст (2-3 года) – организационное начало игры – игрушка. Цель возникает в процессе игры, цель может легко меняться.
Воспитатель учит детей ставить цель. Используемые методы: просьба, показ.
Младший возраст (3-4 года) – ребёнок способен определить, во что будет играть и кем бу-дет. Интерес к действию преобладает над устойчивостью цели. Детей нужно учить сосредота-чивать внимание на едином замысле.
Средний возраст (4-5 лет) – дети намечают лишь общую цель, а сюжет как импровизация. Следует учить детей намечать общий ход игры, распределять роли.
Старший возраст (5-6 лет) – интерес к трудовым профессиям. Изображают любимых ге-роев. Более стойкие замыслы, глубже вникают в характер персонажа. Характерна плановость и согласованность действий. Преобразовывают те явления, которые видели.
Подготовительная группа (6-7 лет) – активное развитие игры-драматизации. Игра для других. Умеют подобрать средства для отображения характера персонажа (жесты, мимика, кос-тюмы, атрибутика и т. д.).
2. Значение театрализованной игры.
Развитие положительных эмоций, нравственное развитие, развитие психических процессов, речи, общее развитие (эстетический вкус, музыкальные способности, физическое, умственное развитие и т. д.).
3. Структура театрализованной игры.
1) Содержание – основная направленность.
2) Творческий замысел – идея о том, как лучше сыграть сказку, атрибуты.
3) Роль – средство реализации содержания. Роль зависит от вида театра, от возраста ребёнка. Функциональная роль – ребёнок берёт роль и действует в соответствии с ролью, часто на уровне подражания. Социальная роль - ребёнок отражает взаимоотношения между персонажами, им-провизирует, проявляет творчество.
4) Сюжет – ряд событий, изложенных в художественном произведении.
5) Действия – ролевые и организационные (режиссёр).
4. Требования к организации театрализованных игр.
1) Содержательность и разнообразие тематики.
2) Включение игры во все формы организации педагогического процесса.
3) Активность детей.
4) Сотрудничество детей друг с другом, со взрослыми.
5) Последовательность и усложнение.
6) Наличие интереса к деятельности.
7) Знание приемов вождения кукол и основных выразительных средств в соответствии с возрастом.
8) Использование импровизаций при знакомстве с содержанием сказки.
5. Классификация театрализованных игр С. Л. Новосёловой:
1. Игры-драматизации.
2. Игры c настольным театром (объёмные и плоскостные фигуры).
3. Игры с марионетками.
4. Фланелеграф.
5. Теневой театр.
6. Театр петрушки, би-ба-бо.
6. Театр в дидактике детского сада.
Театрализованные игры непосредственно связаны с сюжетно-ролевой игрой, основой ко-торой является драматизация социальных представлений ребёнка.
Отдельные формы и элементы театрального действия традиционно используют в решении воспитательно-образовательных задач. Куклы театра «Би-ба-бо» часто помогают собрать внимание, задать целевую привлекательность занятия. Особенно их любят и доверчиво воспри-нимают дети 2-4 лет. Кукла (котик, зайчик, мишка) вносит на занятие необходимую эмоциональность, способствует поддержанию интереса, вызывают чувства сопереживания, сопричастности к событиям, имитируемым куклой-персонажем, стимулируют прилежание при выполне-нии задания, делают это задание социально значимым.
На занятиях по изобразительной деятельности дети охотно рисуют героев спектаклей, отдельные элементы декораций, костюмов, понравившиеся сцены из спектаклей. По заданию воспитателя дети охотно принимают участие в подготовке декораций, бутафории.
С помощью драматизации становится осмысленной работа по заучиванию стихотворений, а упражнения, направленные на выразительность речи и дикцию. Становится наиболее интересными и значимыми. Дети охотно обсуждают просмотренные спектакли, делятся впечатлениями, составляют рассказы-описания. Очень большое значение при обучении рассказыванию, пересказу имеет участие ребёнка в показе настольного театра, фланелеграфа и т. д.
Приём драматизации эффективен в деятельном овладении детьми математическими представлениями о множестве, числе, арифметических действиях, прямом, обратном и порядковом счёте. Очень увлекательными могут стать занятия математикой, облачённые в форму сюжетно-ролевой игры, в которой одни дети выполняют задаваемые сюжетом математические действия, а другие, в роли зрителей, решают предлагаемые им задачи-представления.
Особую педагогическую значимость имеют самодеятельные игры детей в театр, театрализованные игры.
7. Для развития театрализованных игр в детском саду успешно применяется комплексный метод руководства развитием театрализованной игры, разработанный С. Л. Новосёловой (см. раздаточный материал в приложении).