Марина Хохлова
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Слайд 2 Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Слайд 3 Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Слайд 4 Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Учитывая то, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она же является и одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Слайд 5 Одним из эффективных средств работы по развитию коммуникативных способностей дошкольников является театрализованная деятельность. Театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей. Театрализованная деятельность задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития всех компонентов речи. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.
Слайд 6 Воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми также широки:
- позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа - это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость;
Слайд 7 -умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;
Слайд 8 -театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживает героям разыгрываемых событий;
Слайд 9 Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля воспитанники учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать и координировать свои действия и многое другое. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для развития их коммуникативных способностей.
Основные направления и формы работы с детьми:
• (Слайд10)чтение художественной литературы;
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• (Слайд11)упражнения и разминки, ритмопластика;
• (Слайд12)театрализованные этюды;
• (Слайд13)музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
• (Слайд14)художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
• (Слайд15)настольные игры-занятия, дидактические игры;
• (Слайд16)игры-драматизации;
• (Слайд17)разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• (Слайд18)самостоятельная театрализованная деятельность.
Работа над любым произведением включает несколько этапов.
Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям.
Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах, а также на внеречевых средствах игрового «превращения».
Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, рук, походка) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.
Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.
Слайд 19 Важным условием успешной работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды. Она позволяет закреплять полученные знания, развивать способность ставить перед ребенком задачи и находить пути их решения. Театральный уголок в нашей группе оснащен разнообразным материалом: книги, аудиотека сказок, музыкальные инструменты, маски, ширмы.
Слайд 20 имеются различные виды театров (би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, теневой, настольный, театр на деревянных палочках, театр на прищепках, конусный театр, театр эмоций, театр картинок (фланелеграф, фетровый театр, магнитный театр и т. д.
Слайд 21 Картотеки пальчиковых гимнастик, логопедических пятиминуток, игр для развития воздушной струи, чистоговорок и скороговорок, артикуляционных гимнастик, считалок, фонематических потешек, игр на развитие словарного запаса, игр-мирилок, театрализованных игр и этюдов и т. д.
Слайд 22 Дидактические игры.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Слайд 23 Спасибо за внимание!