Наталья Максакова
Театрализованная деятельность как средство ранней профориентации
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство ранней профориентации
дошкольников
Н. В. Максакова
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство ранней профориентации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и
принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость, все это способствует ранней профессиональной ориентации.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Внедряя различные формы работы с воспитанниками, в практике нашей деятельности используется дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
В связи с этим, в нашем образовательном учреждении успешно реализуется инновационная авторская методика по ранней профориентации М. В. Антоновой.
Игра – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная
игра как один из ее видов является эффективным средством ранней профориентации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Использование театрализованной деятельности в профориентационных целях - важнейшее ноу-хау педагогов детского сада. Оно отвечает актуальным задачам нового времени. Поскольку приоритетом совершенствования дошкольного образования на новом этапе стала ориентация на актуализацию игровой деятельности дошкольников, важное место в которой занимает театрализованная игра и в целом театрально-игровая деятельность. Как показывает опыт, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития и социализации ребенка. Так как в театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие - дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения; в речевом развитии происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Особую актуальность приобретают театрализованные формы ознакомления старших дошкольников с профессиями : драматизации по произведениям детской литературы о ценности труда и профессии в жизни человека, кукольный театр по сюжетам и текстам сказок о труде, театрализованные игры по сюжетам и текстам сказок о труде и профессиях, трудолюбии и лени, театрализованные досуги, постановки и праздники профессий.
Театрализованные досуг, постановка и настольный театр по профориентации наиболее любимы детьми. Любопытный факт: тысячи профориентаторов и профконсультантов в разных концах республики проводят самую разнообразную работу по набору абитуриентов в колледжи и вузы республики, и никто не знает, что в это время детский сад проводит театрализованные досуги, постановки по профориентации и в полной мере работает на перспективное будущее.
Разберемся в секретах мастерства проведения театрализованных постановок, досугов и настольных театров по профориентации. Во-первых, целенаправленно использован принцип опоры на произведения детской литературы и фольклора, использованы произведения о профессиях, стихи, песенки, драматизации. Во-вторых, для сюжета отобраны профессии, уже знакомые детям по программе обучения и воспитания в детском саду: повар, врач, пожарный, строитель. В-третьих, придуманы образы этих профессий, проанализирован и отобран литературный материал, разработан сюжет и драматургический конфликт, написан сценарий, в котором продуманы и предложены роли.
При разработке профориентационной театрализованной постановки «Мы в профессии играем» для старшей группы в основу были положены труд, помощь и опасность, воплощением которого стали образы мальчиков - и образы профессионалов - повара, врача, пожарного, строителя. Сюжет прост и доступен для детского восприятия. Ролевые диалоги для всех участников постановки построены таким образом, что сами дети рассказывают мальчикам о профессиях, например, почему у повара специальная форма одежды, что он производит, кому нужен результат его труда и т. п. В театрально-игровой картинке показывается детям процесс оказания помощи, важность каждой профессии и взаимосвязь со всеми профессиями. Эта театральная иллюстрация позволяет в игровой форме на основе активного участия детей показать не только профессии пожарник, строитель, врач, швея, повара, но и воспитывать у детей ценностное отношение к их труду.
Кроме этого, особенно нравится воспитанникам настольный театр по произведениям С. Михалкова «А что у вас?» «Дядя Степа», К. Чуковского «Айболит» и другие.
Использование стихов, песенок о труде и профессиях в исполнении детей позволяет превратить постановку, досуг в настоящий праздник профессий.
В ходе участия детей в театрализованной деятельности, 100% детей проявили положительное эмоциональное отношение к теме профессий. В оценке отношения к труду дети давали такие ответы: «Надо трудиться», «Без труда нельзя испечь хлеб», «Трудно, но нужно гасить пожар пожарному», «Пожарный очень нужен людям», «Врач лечит и приносит пользу».
Отвечая на вопрос, кем бы вы хотели стать, после проведенного досуга, настольного театра или постановки, дети часто называли те профессии, которые увидели в проведенном театрализованном мероприятии. Закономерно, что дети соотносят себя с тем, что видят и в чем участвуют.
Настоящий ответ на вопрос, кем быть, последует в другом возрасте, но первыми поставили его перед дошкольниками воспитатели.
Конечно, решение проблемы непрерывной профориентации с детского сада возможно при условии обеспечения современным комплексом научно-методического сопровождения педагогических программ, психологических диагностик, игровых методик.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе
интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям, а использование театрализованной деятельности в ранней профориентации нам в этом поможет.