Получи документы

Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников

Ольга Сиротенко
Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Работу над формированием выразительности речи с помощью театрализованной деятельности принято начинать с четырехлетнего возраста. Со второй младшей группы проводится работа по формированию у дошколят простейших образно-выразительных умений, то есть умений имитировать характерные движения сказочных и реальных животных. К средней группе дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). А к старшему дошкольному возрасту у детей развивается творческая самостоятельность в передаче образа, совершенствуются художественно-образные умения, речевые и пантомимические действия. Начинать процесс воспитания выразительного публичного выступления следует еще в дошкольном детстве через привлечение ребенка к участию в спектаклях, которые показываются перед большой аудиторией. Детям всегда доставляет большое удовольствие участие в театрализованных постановках. Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на музыкальных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. На всех этапах работы используются следующие методы формирования выразительности речи : 1. Наглядные методы, такие, как рассматривание картин со знакомым детям сюжетом, игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. В процессе данной работы воспитатель направляет восприятие детей, объясняя и называя показываемое. 2. Словесные методы связаны с художественным словом. Сначала педагог выразительно читает художественное произведение, после чего проводит по нему беседу, которая способствует пояснению содержания текста и пониманию отдельных средств выразительности. Например, прочитав стихотворение С. Маршака «Котята», педагог может спросить детей: «Какое настроение было у хозяйки дома в начале стихотворения? Почему вы так считаете?» Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом «разыгрывать» прочитанное. 3. Практические методы. Целью таких методов является обучение дошкольников практически применять полученные знания. Одним из таких методов – дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная). Она может быть использована в процессе решения всех задач развития речи. Работая со знакомым литературным произведением, можно организовать игру-драматизацию, настольную инсценировку. Игры-занятия тоже решают немаловажную задачу – они не только обогащают словарь детей, но и способствуют освоению культуры поведения. Так в процессе игры «День рождение куклы Маши» дошкольники следят за действиями с куклой и, выполняя роли гостей, садятся за стол, пьют чай, учатся поддерживать общую беседу, проявлять внимание к имениннице и друг к другу, стараются аккуратно есть, правильно держать себя за столом. Используются такие приемы формирования выразительности речи как : - речевой образец (воспитатель произносит слова подчеркнуто четко, громко, неторопливо); - повторение (организовывается индивидуальная работа с каждым ребенком, совместное повторение воспитателя и двух детей, а также хоровое повторение); - указания (детям разъясняется алгоритм действий для достижения желаемого результата); - словесное упражнение (педагог вместе с детьми многократно выполняет определенные речевые действия для выработки и совершенствования речевых умений и навыков). Эмоциональность педагога в процессе театрализованной деятельности играет немаловажную роль. Интригующая интонация в голосе; преувеличенная озабоченность в голосе при постановке трудного задания; использование шутки при объяснении задания, соревновательный характер заданий вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто назовет больше?», «Кто назовет самое красивое имя?», также немаловажную роль играет красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр. Для того, чтобы дошкольник выразительно читал стихи или фразы с разной интонацией, можно использовать такие упражнения, как: проговаривание чистоговорок и скороговорок (например, «ту-ту-ту – я найду себе трубу» дети должны произносить с разной силой голоса; с различной интонацией – удивленно, вопросительно, напугано); звукоподражание (как кошка, как корова, как собака и т. д.); артикуляционная гимнастика (укрепление соответствующего комплекса мышц). Систематически проводимые игровые упражнения способствуют тому, что мимика, жесты, движения становятся более подвижными, выразительными, «читаемыми», уверенными, контролируемыми. Сформированные навыки и умения использования основных средств интонационной выразительности позволяют педагогу перейти к подготовке и показу театрального представления как к итогу всей своей деятельности. Подобная работа должна проводиться поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до постановки произведения. Формируя интонационную выразительность речи, используют методы постановки этюдов и специальные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Сначала от дошкольников не следует требовать быстрого и четкого произношения слов, начинать желательно с медленного темпа проговаривания каждого звука, только после этого приступать к работе над четким и выразительным произношением в необходимом темпе. Также вводятся специальные упражнения на расстановку правильного логического ударения в тексте и творческие игры и задания на развитие образности речи (умение подбирать синонимы и антонимы, сравнения, эпитеты к определенным словам). Параллельно дети упражняются в интонационной выразительности речи. Совершая манипуляции с куклой, произнося за нее слова, дошкольник иначе относиться к собственной речи, подчиняя игрушку своей воле, ребенок «заставляет» ее «говорить» и «действовать». Участвуя в инсценировках, малыш перевоплощаться в различные образы, что в свою очередь предоставляет ему возможность чувствовать себя более свободно и раскованно. Система работы дополняется занятиями по логоритмике, которые включают в себя задания на развитие быстрых и медленных движений, умение маршировать, делать движения под музыку, подвижные и речевые игры. Эти занятия значительно воздействуют на эмоциональную выразительность дошкольников, нормализуют темп речи, воспитывают ритм речи, развивают высоту и силу голоса, т. е. способствуют формированию основных средств интонирования речи. Скороговороки, приветствия, обращения к публике, произнесение имен с разными эмоциями и интонациями способствуют развитию выразительности речи. По мнению многих педагогов-практиков, формирование выразительности речи средствами театрализованной деятельности происходит наиболее эффективно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими детьми, т. к. происходит развитие и творческое становление личности дошкольника, усвоение им социальных норм поведения, формирование высших произвольных психических функций. Театральная игра – один из самых распространённых видов детского творчества. Она близка и понятна дошкольнику, играя, он примеряет на себя роль и получает большое удовольствие от самого действия. В театрализованной деятельности литературное произведение лишь подсказывает, как делать те или иные действия, а дошкольникам их надо воссоздать с помощью речи, движений, жестов, мимики. Ребенку дается возможность выбирать выразительные средства самостоятельно, перенимая их от старших. Советскому психологу А. Н. Леонтьеву принадлежит классификация форм игр по содержанию и происхождению. Наиболее подходящей игрой для дошкольников он считал игру-драматизацию, аргументируя это тем, что в ней ребенок не подражает, а проявляет свои творческие способности, исходя из своих собственных представлений. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности. В театрализованной деятельности, как мы уже говорили выше, создаются условия для развития речевой активности детей. Реализуя цель развития речи детей в театрализованной деятельности, педагогам необходимо ставить перед собой следующие задачи: - развивать словарь детей, обогащая его в процессе ознакомления с окружающей жизнью; - воспитывать звуковую культуру речи, развивая речевой слух, обучать правильному звукопроизношению, способствующему овладению средствами звуковой выразительности. Работа по формированию выразительности речи является одним из этапов процесса по развитию речи в театрализованной деятельности, благодаря этой работе у детей активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи. Во многих источниках методической литературы рекомендовано для подобной работы использовать сказки. Они не только служат хорошей основой для театрализованной постановки, но и знакомят детей с выразительными средствами русского языка, они являются естественным материалом для дошкольников. Многие из них хорошо им знакомы. Но сказки надо использовать в случае продолжительной работы над театрализацией. В этом случае рекомендуется выбирать литературные произведения в соответствии с возрастными особенностями, прислушиваясь к желанию самих детей. При этом необходимо соблюдать некоторые правила: - произведение должно иметь художественную ценность; - его использование должно быть педагогически оправданным; - оно должно соответствовать жизненному и художественно-творческому опыту детей; - текст произведения должен быть наполнен яркой образностью и выразительными интонациями (музыкальными, словесными, изобразительными); - при последующем использовании произведения должны усложняться по содержанию и объему. Играя и показывая этюды, дети упражняются в развитии интонационных умений, мимики и движений. Воспитатель при этом заботится о том, чтобы показы детей были как можно выразительнее, используя при этом разнообразный игровой материал. Каждое обращение к ребенку должно быть эмоциональным, понятным, четким. Упражнения носят специально ориентированный характер: на жест («Прошу заходите», «Отойди от меня» и т. д., на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов, на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.). Воспитатель также имеет возможность использовать диалог, как средство воздействия на ребенка и привлечения его к ролевому взаимодействию. В таких случаях имеет место использование стихотворения с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответная интонация доступна дошкольникам и легко ими усваивается, в таком упражнении дети меняются, задавая друг другу вопросы и давая на них ответы. Основные методы работы по театрализованной деятельности : 1. Чтение. Педагог по книге или наизусть (дословно сохраняя язык автора, передает суть мысли автора и ее оттенки). 2. Рассказ педагога подразумевается довольно свободной передачей текста. Педагог может переставлять слова, заменять их, немного меняя толкование, не теряя смысла. Рассказ привлекает внимание дошкольников своей естественностью. 3. Инсценировка. Обычно это средство используется при вторичном ознакомлении с литературным произведением. 4. Рассказ наизусть. Произведение, которое будет читаться воспитателем наизусть должен быть выбран в соответствии с возрастом детей, а также необходимо учитывать жанр. Система работы по развитию театрализованной деятельности проводится в три этапа: • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; • ознакомление дошкольников со способами вербального и невербального выражения. • самостоятельная творческая деятельность детей. К основным методам в работе по развитию речи с помощью театрализованной деятельности относятся словесные методы. К традиционным приемам словесного метода относится выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение, прослушивание аудиозапись произведения (при повторном ознакомлении с текстом). Словесные методы в чистом виде довольно нечасто используются в практике с дошкольниками, так как их возрастные особенности требуют наглядной опоры. В связи с этим в детском саду используются также наглядные методы (кратковременный показ, рассматривание иллюстраций, а также демонстрация наглядного объекта для минуток релаксации (чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и др.). По прочтению художественного произведения воспитатель предлагает детям обсудить его содержание и выполнить различные творческие задания. Воспитатель проводит беседы с целью уточнения понимания содержания сказки, рассказа или стихотворения. В процессе беседы педагог способствует осознанию детьми средств художественной выразительности, привлекает дошкольников к воспроизведению отдельных фрагментов. Беседы способствуют формированию у детей эстетической сущности прочитанного. В процессе работы над выразительностью речи воспитатель прибегает к таким словесным приемам, как речевой образец, повторение, словесное упражнение. Речевой образец представляет собой правильную, заранее отработанную речевую (языковую) деятельность педагога. Образец должен быть понятен детям, доступен для повторения, подражания. Добиваясь от ребенка осознанного восприятия образца, воспитателю следует использовать и такие приемы, как пояснение и указание. Речевой образец должен преподноситься детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо, даваться перед речевой деятельностью самих дошкольников. Вся деятельность по одному речевому образцу должна проходить на одном занятии. Повторением называется преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике воспитатели используют индивидуальные повторения, совместное и хоровое. Особое внимание необходимо уделять контролю хорового повторения (дети должны говорить четко, но не громко). Словесные упражнения – это многократные выполнения дошкольниками отдельных речевых действий, вырабатывая и совершенствуя речевые умения и навыки. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей. Источником, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. К наглядным приемам относятся демонстрация картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценировки, движения или действия (в игредраматизации, в чтении стихотворении). Показывая иллюстрации к тексту, не рекомендуется останавливать чтение. Огромное значение для развития выразительности речи детей дошкольного возраста имеют игровые приемы. В этом случае работу начинают с самых простых упражнений, например, разыгрывание диалога двух персонажей. Постепенно задания усложняются. Сюда можно включить работу по ознакомлению с основными эмоциональными состояниями и по обучению детей способам вербальных и невербальных выражений. Педагог может предложить ребятам разыграть маленькие отдельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой. Как считают многие ученые, развивать речь в процессе театрализованной деятельности необходимо только под чутким руководством воспитателя. Его задачей является побуждение дошкольников к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, использованию средств театральной выразительности : мимики, жеста, позы, движения, интонации. Неоспоримым является тот факт, что при определенной помощи со стороны взрослого, любой ребенок дает лучшие результаты, нежели когда он познает окружающий мир самостоятельно. В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме данного исследования мы можем сделать следующие выводы. Речь дошкольника выразительна, но обладает неосознанным, непроизвольным характером, моменты выразительности появляются в ситуациях эмоциональной импульсивности. Для того, чтобы ребенок умел использовать выразительные средства речи осознанно, произвольно, необходима тщательная организация системы работы по данному направлению. Дети старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников» размещена в разделах

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят»Театрализованная деятельность старших дошкольников «Царица Природа в гостях у ребят» Роль экологического воспитания дошкольников трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые годы своей жизни,.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольниковФон как средство выразительности в изобразительной деятельности дошкольников Фон является задним планом рисунка, одним из средств выразительности. Он придает рисунку пространственную целостность и законченность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников
Опубликовано: 8 августа 2023 в 12:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сиротенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД