Татьяна Крайкина
Театрализованная деятельность как одна из современных форм взаимодействия с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как одна из современных форм взаимодействия с родителями в ДОУ.
"Театр — это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности,а чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей"
(Б. М. Теплов)
Публикация «Театрализованная деятельность как одна из современных форм взаимодействия с родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Эмоциональная отзывчивость дошкольника формируется через общение к искусству, музыке, литературе. Но игра является основной деятельностью дошкольного возраста.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечено, что ориентация образования должна быть направлена на развитие личности, ее созидательных способностей. Одна из важнейших задач образования - успешная социализация личности в обществе.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально - художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.
Игра - наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Игра проходит «красной нитью» через всё детство дошкольника, помогая ребёнку освоить правила и законы взрослых. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - все это помогает осуществить театр.
Поэтому театральную деятельность мы используем, как одну из ведущих, в нашей работе. Осуществляя свою деятельность в данном направлении длительное время, мы пришли к выводу, что только при организации тесного сотрудничества с родителями можно организовать эффективную работу по театрализованной деятельности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Принимая участие в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные вопросы воспитателя, побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщать,полученный материал. В процессе репетиций над выразительностью реплик героев, собственных высказываний словарь ребенка активизируется, наблюдается также совершенствование звуковой культуры речи. Исполняемая роль, а также правильно выстроенный диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно произносить звуки и изъяснятся.
Анализ современной научно - методической и практической литературы, посвященной театрализованной деятельности, показал, что театрализованная деятельность способствует развитию личности ребенка, формирует устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
Новизна опыта определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Целью нашей работы является совершенствование взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества через театральную деятельность.
В рамках нашей деятельности решались следующие задачи:
• Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество.
• Установление доверительных взаимоотношений между родителями и педагогами ДОУ, налаживание взаимодействия.
• Формирование интереса родителей к деятельности дошкольного учреждения через выступление детей.
• Сплочение родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группового сообщества.
В создании тесного союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит конечно же педагогам. Не все родители охотно откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания. Это происходит в силу нехватки педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Педагогу необходимо проявлять терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Очень важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать такую атмосферу поддержки и общности интересов, чтобы родитель почувствовал важность проделанной работы. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания. Они испытывают трудности в установлении контактов не только с педагогами,но и даже с собственным ребенком. Педагоги и родители, должны совместно искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, при тесном взаимодействии определять содержание и формы педагогического просвещения.
Совместно с родителями мы пришли к выводу, что помимо традиционных форм взаимодействия, целесообразднно использовать инновационные формы – спектакли, подготовленные силами родителей и детей. Они направлены на признание приоритета семейного воспитания. Основной акцент сделан на взаимодействие «дети – родители».
Для обеспечения совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы условия:
• имеются различные виды театра : теневой, кукольный, настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, театр "варежка", театр "мягкой игрушки", бибабо;
• костюмы, маски, шапочки для игры - драматизаций;
• театральный уголок, ширма, набор декораций;
• детские рисунки по сказкам, потешкам, природный и бросовый материал;
• альбомы - загадки, кроссворды, считалки;
В процессе нашей работы, нами были подобраны, как нам кажется, наиболее эффективные и интересные формы совместной деятельности с родителями :
• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации развивающей предметно-пространственной среды. Родители активно пополняли театральный уголок различной атрибутикой, макетами сказок, художественной литературой,различными видами театров.
• Изготовление атрибутов и декораций для театральных постановок, пошив костюмов к спектаклям
• Открытые показы театральных представлений. Одной из инновационных форм таких мероприятий является постановка спектакля для детей самими родителями. Организация таких мероприятий крайне сложна для нас,педагогов. Прежде всего, необходим значительный временной ресурс, как у родителей,так и педагогов. Ведь постановка спектакля требует многочисленных встреч, репетиций.
• Проведение совместных мероприятий с родителями. Для сплочения детей и родителей были организованы игры и совместные развлечения с родителями, в ходе которых дети смогли посмотреть на родителей со стороны, посмотреть, как их сильные большие папы и всегда заботливые мамы могут стать «маленькими», поиграть в те же игры, которые так любят сами дошкольники. Это такие мероприятия, как Новый год, 23 февраля, День матери, День смеха и др.
• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий
• Участие родителей в качестве героев и приглашенных гостей на праздниках, развлечениях для детей, показах сказок.
Так как театральная деятельность ведётся постоянно и является одним из любимых видов деятельности детей, а также положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребёнка были неоднократно отмечены родителями группы, то они с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, замечать успехи других детей и радоваться за них. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши дети, и даже больше родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко.