Ольга Желовская
Театрализованная деятельность и ее влияние на развитие речи у детей раннего возраста
Статья на педагогическую тематику.
Статья. «Театрализованная деятельность и ее влияние на развитие речи у детей раннего возраста»
Автор: Желовская Ольга Юрьевна, логопед ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом» г. Кемерово.
Описание: данная статья будет полезна логопедам, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: развитие речи у детей раннего возраста.
Публикация «Театрализованная деятельность и ее влияние на развитие речи у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Работая, в доме ребенка 20 лет, я поняла, что моим воспитанникам очень не хватает не только материнского тепла, но и возможности поверить в чудо. Эту веру в чудо – может подарить СКАЗКА.
В доме ребенка, находятся дети, родители которых, попали в трудную жизненную ситуацию или дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей. У всех детей отмечается неврологическая симптоматика.
В современных программах очень резко повысился социальный престиж развития интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Наша задача научить детей общению, умению восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать.
Театральное искусство создает условие для развития личности и самореализации ее творческого потенциала, так называемый эффект присутствия, все происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным даже маленьким детям.
Именно эта цель является одной из приоритетных в моей программе воспитания, образования и развития детей младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка:
– в младенческом возрасте от наблюдения театрализованной постановки взрослого «Ладушки», «Прятки», «Кто это», «Гули- гули», «Топотушки», пальчиковые игры «Сорока-белобока» к самостоятельной игровой деятельности;
– от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
– от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
В группе, логопедическом кабинете, музыкальном зале созданы необходимые условия для театральной деятельности детей. Оборудован музыкально-театральный центр, включающий:
• различные виды театра (пальчиковый театр; театр игрушек; кукольный театр (би-ба-бо); настольный театр; театр картинок на фланелеграфе; театр масок;
• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
• атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, музыкальные произведения СD, карандаши, природный материал;
• детские музыкальные инструменты.
В возрасте 3 – 4 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, логопедом, музыкальным работником, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.
Интерес к театральным играм мы формируем в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей в кукольном театре, сами показываем, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это короткие инсценировки, взрослого и персонажа с детьми.
В дальнейшем стараемся стимулировать желание детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. На занятиях, в повседневном общении используем перчаточные и другие куклы. От лица сказочных персонажей благодарим и хвалим детей, здороваемся и прощаемся.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению - это путь через театрализованную деятельность.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей : игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи игрушек и кукол, мы передаём разнообразие переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. С целью раскрепощения малышей проводим специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.
В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Театрализованная игра - позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.