Ксения Г
Театрализованная деятельность дошкольников как средство социальной адаптации детей
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ.
Составила: Гордеева К. В. Ленинградской области,Тосненского района.
Публикация «Театрализованная деятельность дошкольников как средство социальной адаптации детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр как один из самых понятных и доступных детям видов искусства, который может помочь в формировании правильной модели поведения ребёнка, способствующей его быстрой адаптации в современном мире. При этом дети могут быть как зрителями театра, так и его участниками. Театрализованные игры содействуют социализации детей, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуализации каждого ребенка.
По мнению В. А. Сухомлинского: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
Игры-инсценировки для детей впоследствии становятся основой для сюжетно-ролевых игр. В младшем дошкольном возрасте педагог обычно берет на себя ведущую роль, а дети играют другие роли. Для заучивания текста педагог сам читает текст детям и совестно с ними проигрывает сюжеты инсценировок.
Дети проще запоминают слова своих ролей, если это проводится как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, очень хорошо знакомы детям. К. И. Чуковский говорил: «Сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу».
В своей работе, я использую различные виды театральной деятельности. Например, кукольный театр как один из видов сюжетной «режиссерской» игры. Мы произносим по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек, петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук, вырезанные картинки и т. д. Кукольный театр способствует активизации речи детей.
Театральные действия с персонажами, например с игрушками, совершенствуют развитию мелкой моторики рук и координации движений. Дети принимают на себя ответственность за управление куклой-персонажем, проявляя через них тем самым эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Занимаясь с детьми театрализацией, я отметила, что любая задача решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала важным помощником при решении любых задач. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают, интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Интересно, например, использовать театральную деятельность, решая задачи по математике. Можно очень много времени потратить на объяснения различных математических представлений, а можно просто разыгрывать сценки, например деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах, или предложить детям построить домик для трёх поросят из геометрических фигур. Причем разыгрывание всех этих действий в лицах. В итоге ожидаемый результат получается эффективнее, а детские знания - гораздо прочнее.
Большую роль в театральных действиях отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых дети выражают свои эмоции. Театральные игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Детям предлагаются ситуации, которые они должны, как бы пропустить через себя. Таким образом, возможно, корректировать поведение ребенка, помочь ему стать открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.
Таким образом, театрализованные игры и этюды помогают детям ощутить легкость и радость общения со сверстниками и взрослыми, быть готовыми к импровизации и к творчеству. Дети-дошкольники, как правило, всегда радуются просмотру любых кукольных театров, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, легко включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Наблюдая за детьми, я отметила, что дети смеются вместе с персонажами, грустят с ними, плачут над неудачами любимого героя. Участвуя в театрализованных играх, дети через образы знакомятся с окружающим миром, его красками, звуками. Тематика и содержание театрализованных игр может так же иметь нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, а так же смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания детей.
Театрализованные игры могут решить многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, с окружающим миром, формированием элементарных математических представлений. С помощью театрализаций, разнообразия тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованных мы можем воспитать всесторонне-развитую личность современного общества. Дети с энтузиазмом сами изготавливают атрибуты, а разнообразие декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Театрализованные игры помогают способствуют созданию непринужденной обстановке в группе. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.
Список используемой литературы:
1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Издательство «Радянська школа», 1973
2. К. И. Чуковский «Сборник цитат».