Елена Викторовна
Театрализованная деятельность для дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования. Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности. На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка.
Публикация «Театрализованная деятельность для дошкольного возраста» размещена в разделах
Большое значение играет то, какие приемы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми, а также большое значение имеет то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее не знакомые ему, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области. Работа по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективнее при комплексном использовании приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, что является актуальным не только для психологической науки, но и для педагогической практики. В основе творческой деятельности лежат творческие способности личности.
Кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует их общему развитию и эстетическому воспитанию. Поэтому хочется, чтобы было больше кукольных самодеятельных театров, чтобы они вошли в повседневную жизнь дошкольников и семьи, чтобы их спектакли были интересными, яркими и содержательными. Использование кукольного театра в дошкольных учреждениях, обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально - насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно- этическому воспитанию каждого ребенка.
Творческое начало или творческая способность имеет огромное значение при организации детей дошкольного возраста. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» говорит Л. С. Выготский.
Театрализованные игры - одни из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиями с предметами, способом и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти на помощь.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Но присмотритесь к малышам, играющим самостоятельно. Их лица напряжены, серьезны, не видно улыбок, не слышно смеха. Да и не удивительно. Ведь дети в игре подражают взрослым. А какими они видят нас? Всегда озабоченными, спешащими, занятыми делом - ответственными, важным, нужным людям.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу- котенка, собачку, петрушку, взрослые (родители, воспитатели) читают потешку, шутку, попевку, подражают голосом животных, вызывая у ребенка положительную эмоциональную реакцию. Дети шестого года жизни, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол - петрушек и марионеток.
Для успешного развития игр в кукольный театр воспитателю нужно овладеть самому и обучить некоторым приемам и правилам:
перчаточная кукла должна быть подогнана по руке играющего, чтобы ею было удобно управлять. Указательный палец актера проходит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, безымянный и мизинец пригибаются ладони; кукловоду необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения куклы совпадали (при этом двигается только та кукла, которая говорит, остальные стоят неподвижно; нельзя опускать или поднимать куклу резко, в центре ширмы (если это не обусловлено действиями); каждый персонаж появляется сбоку, как бы приближаясь (вырастая, и так же уходит; за ширмой должна быть тишина, все декорации и атрибуты разложены по порядку; - ширма должна быть чуть выше роста участников игры.
Чтобы научить дошкольников управлять куклами, рекомендуется проводить специальные упражнения. В них может участвовать столь человек, сколько свободно уместится за ширмой. Дети учатся вводить куклу на сцену, водить ее по сцене, делать повороты, наклоны, разводить руки в стороны.
При этом воспитатель следит, чтобы они контролировали все движения куклы, не запрокидывали ее назад или в сторону, держали на определенном уровне по отношению к грядке (кроме ширмы). По мере овладения движениями с куклой при проведении упражнений можно включить музыку.
Необходимо стремиться к тому, чтобы все ребята, особенно робкие, застенчивые, необщительные, овладели приемами вождения кукол сначала можно предложить таким разыграть спектакль с куклами на столе или фланелеграфе в паре с более активными детьми. По мере овладениями приемами кукловождения, дошкольники начинают самостоятельно придумывать и разыгрывать небольшие инсценировки.
Дошкольники любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок, выражают свое одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно- ролевые игры, которые благодаря этому становятся более выразительными и интересными.
Чем хороши театрализованные игры?
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут поплакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи дошкольной подготовки : от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Образное, яркое изображение социальной действительности, явление природы, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая роль особенно, диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Различные театрализованные игры
приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.
Кукольный театр воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Кукольный театр — наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения и психологии, которые связаны с изобразительным и моральным воспитанием, развитием личностных качеств, памяти, фантазии, раскрепощённости, воображения и предприимчивости.
Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы, стеснительный ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более что куклы могут обучить главным урокам жизни.
Работа с детьми:
• Беседа: «Что такое театр? Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.
Материал: презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.
• Упражнение «Расскажи потешку». Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
• Упражнение «Кто как двигается». Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.
• Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.
• «В сказки мы играем, чувства изучаем». Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.
• Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
• Драматизация сказки «Пых». Цель: помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.
• Игра на развитие двигательных способностей:
• «Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
• Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.
• Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.
• Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» Экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
• Игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
• Игра «Доскажи словечко» Цель. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
• Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию.
Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.
Разыгрывание эпизодов по ролям.
• Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
• Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно, шепотом, приветливо…»
• Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию
• Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.
• Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.
• Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.
• Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом»
• Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок». Цель: развивать пантомимические навыки
• Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
• Показ сказки мамам. Цель: развивать артистические способности у детей, память и внимание, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям.
• Проговаривание диалогических скороговорок:
-Расскажите про покупки.
-Про какие про покупки?
-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
• Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
• Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)» Цель: развивать пантомимические навыки
• Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Цель: упражнять в интонировании диалогов
• Драматизация сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»
• Показ сказки детям младших групп. Цель: развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.
• Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.
• Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа
• Театрализованная игра по сказке «Теремок на новый лад». Цель: изображать характерные особенности поведения персонажей.
• Мимическая игра «Передавалки». Передай улыбку соседу (по кругу). Передай «сердилку» (сердитое выражение лица). Передай хлопок (хлопки могут быть разные — о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени, комбинированные хлопки: хлопок над столом и два о стол). Усложнение — хлопки могут передавать ритмический рисунок. Передай «испуг». Передай «страшилку». Передай «смешинку». Передай приветствие и т. д. Игра может продолжаться до тех пор, пока не иссякнет фантазия.
• Игра-пантомима. Воспитатель читает текст, дети имитируют движения по тексту: Жадный пес Тесто замесил, Дров принес. Испек пирожок, Печку затопил, сел в уголок Воды наносил, и съел его сам! AM! После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать и движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры. Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т. Д
Кукольный театр благоприятно влияет на развитие моторики, координации движений, активизирует визуальное и слуховое созерцание, память, правильную речь, внимание, обогащает словарный запас ребенка. Специалисты уже давно выяснили, что движение рук и пальцев находится в тесной взаимосвязи с работой мозга, а в следствие, и с развитием речи, мышления.