Анастасия Трегубова
Театр в коробочке
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методика «Театр в коробочке»
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.
Публикация «Театр в коробочке» размещена в разделах
К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный, скрытый характер. С одной стороны, многие нежелательные проявления оказываются приходящими, временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а с другой стороны - именно к концу школьного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Более того, «многочисленные факты свидетельствуют, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем детстве, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным
Особенностями нервной системы в дошкольном возрасте является то, что заканчивается созревание клеток в головном мозге. Для данного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, поэтому нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных монотонных заданий, строго дозировать нагрузки, так как недостаточно развито ощущение усталости. Развитие процессов экстраполяции (способность к предвидению ситуации) появляется к 5 годам. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
Наряду с восприятием совершенствуется внимание дошкольников. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям все еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях. [5] Мышление развивается от наглядно-действенного и наглядно-образного к словесно-логическому и начинает формироваться к концу дошкольного возраста. Оно предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. Эта способность при решении практических задач проявляется в среднем дошкольном возрасте. Воображение ребенка складывается в игре и на первых порах неотделимо от восприятия предметов и игровых действий с ними. Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Развитие воображения способствует развитию образного мышления, памяти, речи и других психических качеств
С театром дети знакомятся с раннего детства, играя в ролевые игры с куклами, ребенок учится общаться и выражать себя. Через куклу ребенку не страшно заявить о себе окружающему миру. Именно кукла позволяет застенчивым детям раскрыть свой потенциал, с ее помощью ребенок может выразить свои эмоции и чувства. В этом истоки кукольного театра.
Задача проекта «Театр в коробочке» научить ребенка не просто играть в куклы, а выступать публично! Показывать спектакль сначала родителям, бабушкам, дедушкам, а потом сверстникам.
Методика реализуется в течении цикла прикладных занятий с детьми, на каждом занятии ребенок своими руками изготавливает персонажей и декорации к спектаклю.
Проект получил поддержку среди педагогов, родителей и высокую оценку на всероссийском уровне.