Наболь Светлана
Конспект НОД по экспериментированию «Театр теней» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Балайский детский сад"
Конспект НОД по экспериментированию
с детьми старшего дошкольного возраста
ТЕМА
«Театр теней»
Подготовила:
Наболь Светлана Николаевна
Цель: формирование целостного восприятия окружающих предметов и явлений средствами эксперимента
Задачи:
- углублять представления детей о тени;
- расширять их представления о свойствах предметов окружающего мира;
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Театр теней“ в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Театр теней своими руками
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- развивать мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа: наблюдение за тенью днем и вечером на прогулке, теневой театр.
Материал: настольная лампа, фонарики, ширма, фигурки для теневого спектакля, фигурки животных, альбом для фиксации результатов опытов, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, угадайте, кто пришел к нам в гости?
за ширмой появляется тень Пьеро. Ответы детей
Как вы узнали, что это Пьеро? Что вы увидели?
Ответы детей
Обобщение имеющихся знаний.
Пьеро нужна ваша помощь. Он хочет набрать актеров для своего театра. Вы знаете, что такое театр? Какие театры вы знаете? (Кукольный, настольный, пальчиковый, на
фланелеграфе и др).
Кто выступает в театре?
Сегодня я вам расскажу об интересном виде театра - театре теней.
Как вы думаете, почему театр назвали теневым? Чем он отличается от обычного театра? Кто в нем выступает?
Ответы детей
Театр теней является самым интересным и загадочным. Он пришел к нам из далеких времен, из стран Индия, Китай, Турция. В этих странах театр показывали ночью при свете ламп. Люди показывали и смотрели, как двигаютсяся фигурки людей, животных, птиц на ярко освещ нном экране.
Экспериментальная часть.
Воспитатель:
Давайте вместе с вами попробуем Создать свой театр. Что нам для этого понадобится?
Ответы детей, предположения
Воспитатель: Нужен экран. Его делают из дерева, из толстого картона или из пластика. Экран обтягивают тонким материалом. Силуэты делают из тонкого картона и окрашивают в ч рный цвет или сразу вырезают фигурки из картона т много цвета, как у нас. К фигурке крепятся палочки. Экран ставят на стол.
- Без чего не появится тень? Что нужно для того, чтобы она появилась?
Выдвижение гипотез детьми. С помощью фонарика или лампы проверяем предположение детей
Можно использовать дневное естественное освещение, тогда свет должен падать на экран из окна. Вечером – используется настольная лампа. Также настольная лампа или фонарь могут использоваться и дн м. Свет должен падать сзади на экран.
Вывод: экран должен находиться между светом и фигурой и быть ярко освещ н. Если свет будет неярким, то тени фигурок получатся неч ткими.
Воспитатель: Все предметы имеют тень? Тень всегда одинаковая? Отчего зависит размер и расположение тени?
Выдвижение гипотез детьми. проверяем
Чтобы тени фигурок были хорошо видны, их плотно прижимают к экрану с обратной стороны, а если их плотно не прижать, изображение будет неясным и непонятным.
Вывод: только плотно прикасаясь к обратной стороне экрана, фигурки оставляют ч ткую тень.
«Как оживить фигурки»?
Выдвижение гипотез детьми, проверяем
Чтобы фигурка двигалась, е за палочку двигают вдоль экрана, плотно прижимая к нему.
Вывод: при движении руки, фигурки оживают, двигается е тень – показ.
«Сравнение».
Театр теней ещ можно показывать не только с помощью фигурок, но и с помощью рук. Показывая руками, движения должны быть ч ткими и ясными. Если движения показывать не правильно, то тень будет непонятной. А использование фигурки делает изображение ч тким.
Вывод: использование фигурок не требует большого опыта и им может играть любой реб нок.
С помощью театра теней можно показывать сказки, рассказы, стихи, а так же экспериментировать с собственной тенью : играть в пальчиковые игры и «театр ручных теней».
- Может у одного предмета быть несколько теней?
Формулировка гипотезы. С помощью фонарика или лампы проверяем предположение детей.
Воспитатель: Тень может рассмешить, развеселить, напугать. Мы можем с ней поиграть. Хотите попробовать? Давайте все вместе пройдем в наш театр теней и поиграем. Я буду загадывать загадку, а кто отгадает, будет отгадку показывать ручками.
1. Он рога свои поносит, а потом возьмет и сбросит.
Вырастут рога другие, тоже крепкие, большие. (Лось)
2. Красные лапки, щиплют за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
3. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
4. Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
5. Должностью своей гордится
И кричит будильник-птица
Спозаранку, в шесть утра:
"Эй, пастух, вставать пора!
Выводи, ку-ка-ре-ку,
Стадо к сочному лужку!" (Петух)
6. Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Дети складывают из пальцев фигуры и смотрят на полученный образ на экране.
Физкультминутка
Раз,два, три, четыре, пять,
Мы в театр идем играть.
Здесь ты можешь превратиться,
То в царевну, то в жар-птицу,
В деда, в бабку и в кота,
Обезьянку и слона.
Только ты наденешь маску,
Превратишся в Чебурашку.
А накинешь плащ волшебный,
Станешь принцем всем заметным.
Ты- то зритель, то актер,
Выбирай любую роль!
Воспитатель: Как же нам помочь Пьеро? Где найти новых актеров? Мы поможем тебе, посмотри вместе с ребятами спектакль, где герои не куклы, а тени.
Теневой театр. Показ сказки.
Подведение итога.
Воспитатель: Понравился спектакль? А тебе Пьеро понравились новые актеры? Вот как нас развеселила простая тень. Что же нового мы сегодня о ней узнали?
Ответы детей
Давайте, зарисуем ваши ответы. Нарисуйте на листочке любой предмет, и вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили и дорисуете к этому предмету тень.
Индивидуальные рисунки детей в журнале регистрации опытов
Воспитатель: молодцы, ребята! Буратино очень понравилось у вас, но ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним. До свидания! Приходи к нам в гости!