салова александра
Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Салова А. А.
Точное время возникновения скороговорок не установлено, но, очевидно, возникли они давно. Об этом говорит содержание ряда текстов. Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Среди немногих материалов: статьи П. Виноградова "Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде" (1849, абзацы в трудах В. Даля "Пословицы русского народа" (1862, Г. Аргентова "Скороговорки как народное развлечение" (1925, В. Хромова "Скороговорка - частоговорка" (1972). Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Так как быстро и правильно произнести скороговорку сразу удаётся не всем, это вызывало комический эффект. Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными.
Публикация «Консультация для воспитателей „Театр скороговорок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Скороговорки
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Скороговорка как жанр устного народного творчества появилась ещё в Древней Руси. Термин скороговорка в разных изданиях «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова дается определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза, с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».
Что же такое скороговорка?
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения. Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость. Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был Владимир Иванович Даль. Он дает такое определение скороговорки : «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра.
Чистоговорки – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-то звук, слог. Произносить эту фразу нужно чисто, правильно и осознано.
Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть состоит из трехкратного повторения определенного слога, проговаривая который ребенок доводит ребенок до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2-4 слов, которая рифмуется с первой частью. Таким образом, последнее слово во фразе заканчивается на неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. (Ша – ша - ша в камыше нашла мыша.)
Можно составить небольшие рассказы из чистоговорок, изменяя гласный в отрабатываемом слоге. (хта-хта-хта-у нас новая тахта, хту-хту-хту - я прилягу на тахту, хте-хте-хте – засыпаю на тахте).
Чистоговорки используются в работе с детьми, начиная с младшего возраста.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?". При чтении чистоговорок важно выделять заданный звук голосом.
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. Поэтому переходить к разучиваю скороговорок можно только тогда, когда ребенок в совершенстве овладеет произнесением чистоговорок, а именно в старшем дошкольном возрасте.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд. При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово ( например: рододендроны).
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
Правила работы со скороговорками :
- Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок. - Подбирайте скороговорку интересную для детей, с забавным сюжетом.
- Не используйте скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке.
Каждому звуку – своя скороговорка. Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Со скороговорками можно работать разными способами:
1. Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая (оттопывая) ритм ладошками. 4. Проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
5. С целью развития фонематического слуха спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
6. Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
7. Пропеть скороговорку.
8. Произнести фразу на выдохе.
9. Предложить детям выделять в скороговорках отдельные слова. Например, дети скороговорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим (т. е. поработать над логическим ударением).
10. Многим детям нужна подсказка, визуальные ориентиры, дополнительные средства, помогающие вспомнить заученное. С этой целью, можно вводить в свою работу мнемосхемы, «цветные скороговорки» – специальные карточки с круглыми шаблонами по соответствующим цветам. Каждый цветной кружок соответствует одному слову из скороговорки и выкладывается ребенком постепенно, по мере проговаривания, при повторном проговаривании ребенок нажимает на кружок, как на кнопку. Если детям трудно вспомнить скороговорку, ему помогает игрушка, образ которой зарифмован в скороговорке. Можно дополнительно использовать пластмассовые палочки с круглым наконечником и с соответствующим цветом. Этой «волшебной» палочкой ребенок, как бы нажимает на кружочек при проговаривании каждого слова. Еще можно использовать массажные подушечки, массажные аппликаторы и так далее.
11. Придумать скороговорку по картинке.
Диапазон скороговорок необычайно широк : короткие и длинные рифмованные и нерифмованные логичные и абсурдные с повторами и без повторов «построенные» на одном звуке и их сочетаниях. В настоящее время, наряду с народными, фольклорными скороговорками, используются и современные авторские.
Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например:
«Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Можно обыграть эти скороговорки. В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.
Скороговорка особенно эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.
Представь, что я мама-медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай. Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
В длинных скороговорках логичнее повторять только два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.
Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала,
Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз,
Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).
Шалила, потому и не вынырнула.
Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)
Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянув руки перед собой).
Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.
Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением,
Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала
Да не выболтала (разочарованно).
Наш Полкан из Байкала лакал,
Полкан лакал (с ускорением,
Лакал. да и не вылакал.
Дети, особенно имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие технические приемы:
1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.
2. Проговаривать скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.
3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример:
• Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку : У пенька опять пять опят: х хХ хХ X хХ (х - слабый хлопок, X - сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.
4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.
5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять.
6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорит скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроты проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.
Скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!