Валдаев Виктор
Программа социально-педагогической направленности «Театр как оздоровительная система»
▼ Скачать
Программа социально-педагогической направленности «Театр как оздоровительная система» на сегодняшний момент реализуется на базе ГОУ «Школа-интернат №21»
Появление данной программы, вызвано необходимостью найти применение знаниям, полученным за период предшествующий написанию данной программы (Педагог училища культуры – 6 лет. Народный театр юного зрителя. Режиссер - 17 лет. Зав. художественно- эстетическим отделом РЦРТ – 10 лет) и работы студии «ДАР» на базе ГОУ «Школа-интернат №21» в 2005 – 2021 г. г.
Публикация «Программа социально-педагогической направленности „Театр как оздоровительная система“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Данная программа является расширенным вариантом программы театральной студии «ДАР» 2005 года
Занятия проводится во внеурочной деятельности. В процессе работы используются различные методы, способствующие развитию актерских способностей воспитанников (метод этюда, ролевые игры, превращение обычных предметов, окружающих нас, в волшебные, при помощи фантазии и воображения студийца, основным методом используемым при выполнении программы является ИГРА. Осуществляется личностно-ориентированный подход в проведении занятий по программе.
Актуальность программы определяется педагогическим коллективом школы, воспитателями интерната, как социально значимая работа в студии. Созданы возможности для реализации творческого потенциала воспитанников интерната. Каждый творческий год, – год равных возможностей всех, кто одним из главных лечебных факторов исповедует магическую силу театра. Педагогическая целесообразность: такие же, как все, но в большей степени нуждающиеся в потребности безопасно двигаться, научиться красиво говорить, действовать осмотрительно и быть нужным обществу. Требующие большего внимания и заботы, терпения и мастерства. Одним из главных приоритетов в работе театральной студии является формирование личности воспитанников с непростыми, сложными, непредсказуемыми мотивами поведения. Возможности театральной педагогики и практики, помогают в решении этих вопросов. Социальная значимость программы определяется нахождением в коллективе студии учащихся (воспитанников) с большими ограничениями в возможности постигать учебную программу школы и программу деятельности театральной студии. Таких детей обычно не привлекают к участию в каких либо мероприятиях без воспитателей, родителей. Если у театральной студии, с её возможностями есть хоть малейшая уверенность в пользе оказанных услуг таким детям, это надо всячески поддерживать и развивать.
В студии проводится работа с детьми, имеющими:
1. сохранный интеллект
2. задержку психического развития (ЗПР)
3. ССН (сложная структура нарушений)
Программа служит оказанию помощи детям с отклонениями в развитии. В процессе реализации программы могут вноситься необходимые коррективы, новые инновационные подходы в работе.
Выбор приемлемых упражнений и заданий обязательно согласовывается с медицинским, структурным подразделением ГОУ «Школа-интернат №21», в каждом случае индивидуально.
В работе студии принимают участие медицинский персонал школы, воспитатели, родственники студийцев. Психофизические особенности детей требуют особого внимания, и это диагностируется разными способами. Наблюдение педагога на занятии, воспитателей и педагогов школы вне театральных занятий на уроках и внеклассных, внешкольных мероприятиях. При помощи медицинской диагностики в течении учебного года. Диагностика положительного влияния занятий в студии родственниками студийцев вне школы – интерната.
Срок реализации программы – 4 года.
Возраст детей с 0 (подготовительные классы) до 12 класса. С 6 до 21 года.
В реализации программы принимают участие : педагог дополнительного образования ДТЦ - Валдаев В. М., Зам. директора МОУ ДОД ЦЭВД «Детский театральный центр» по УВР,. главный врач, педиатр ГОУ «Школа-интернат №21», заместитель директора по воспитательной работе шк-интерната №21, воспитатели школы, педагоги-организаторы.
Цель
Помочь воспитаннику с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии ощутить себя полноценным участником в жизни общества. Направить внутренние, эмоциональные и психологические резервы обучающихся к адаптации в обществе.
Задачи
Воспитательные:
Сохранный интеллект
• Формирование толерантного отношения между воспитанниками
• Помочь участнику образовательного процесса обрести уверенность в себе, в своих силах
• Помочь адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях
Развивающие :
Сохранный интеллект
• Раскрыть творческие возможности воспитанника средствами театрального искусства, найти в каждом ребенке индивидуальные таланты
• Помочь преодолеть физические и психологические отклонения в развитии в каждом отдельном случае индивидуально
• Способствовать самоутверждению личности через положительные примеры, описанные в детской классической литературе
Обучающие:
Сохранный интеллект
• Научить анализировать, обобщать и излагать знания, полученные в школе и на занятиях в театральной студии.
• Уметь применять в повседневной жизни полученные знания и навыки.
• Научит отстаивать свою точку зрения по вопросам жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
Ожидаемый результат.
Сохранный интеллект
1. Умеют быть - внимательными к собеседнику- (однокласснику, студийцу, окружающим людям. Уважают, его мнение.)
2. Владеют словом, как средством убеждения, поощрения, понимания. Умеют владеть словом, как средством общения.
3. Владеют словом, как средством давать оценку своим поступкам. Ответственно относиться к данному слову. Умеют различать, что плохо для дружбы и взаимопонимания.
4. Не боятся сценического пространства. Умеют жить в предлагаемых обстоятельствах этюдов и сюжетных игр.
5. Умеют рассказать о своём кумире, идеале с позиции личного желания подражать, гордиться и следовать своему герою.
6. Умеют слушать, понимать, принимать решение и совершать нравственные поступки.
7. Умеют выражать своё мнение о прочитанном, увиденном, сыгранном. Умеют убедительно отстаивать своё мнение.
Формы занятий:
Работа по данной программе строится по индивидуальной или индивидуально-групповой технологии. Занятия в форме: урока, тренинга, спектакля, репетиции, открытых занятий, беседы, мастер – класса.
Программный материал распределяется по 4 основным предметам:
- Познавательная практика
- Сценическая речь (речевая и звуковая реабилитация)
- Сценическое движение (эстетика движения)
- Этюдная практика. Создание и участие в творческих работах (этюды, сюжетно-ролевые игры, сценки, спектакли)
Три категории здоровья (сохранный интеллект, задержка психического развития, ССН – сложная структура нарушений) и три качественные характеристики здоровья (обслуживающие себя, частично обслуживающие себя и полностью зависящие от окружающих).
Чтобы избежать этого безумного количества и появилась трехступенчатая система программы, - ТРИ СТУПЕНИ К СОВЕРШЕНСТВУ.
Три ступени - Образование. Медицина. Доп. образование (театр)
• Здесь представлена третья ступень к совершенству (педагогическая, творческая, социально-значимая) процесса восстановления повреждённого здоровья через месяцсистему театральной педагогики- практики применения знаний актерского мастерства для создания здорового человеческого духа и тела.
Краткое содержание программы для групп
с сохранным интеллектом
1 год обучения.
Студийцы: - Знают - что такое театр. Спектакль. Актёр. Упражнения на элементы актёрского мастерства.
Умеют - быть внимательными к собеседнику (однокласснику, студийцу, окружающим людям).
Развито – чувство сценического пространства – ковёр, сцена. Где мы, там и театр.
2 год обучения.
Студийцы: - Знают – что такое этюд, сюжетная игра (Волшебный остров)
Умеют – владеть словом, как средством общения. Не боятся сценического пространства. Умеют рассказать о своём кумире, идеале, которому хотят подражать, гордиться и следовать своему герою
Развито – чувство взаимопонимания, взаимодействия.
3 год обучения
Студийцы: - Знают – что такое предлагаемые обстоятельства. Цели и задачи в творчестве актёра.
Умеют – владеют словом, как средством давать оценку своим поступкам. Ответственно относятся к данному слову. Умеют различать, что плохо для дружбы и взаимопонимания.
Не боятся сценического пространства. Умеют жить в предлагаемых обстоятельствах этюдов и сюжетных игр.
Развито – чувство взаимной ответственности за совместное творчество.
5 год обучения
Студийцы: - Знают – как выполнять задания педагога в упражнениях, сюжетных играх, этюдах и малых пьесах. Как придумать сюжетную игру и этюд.
Умеют – слушать, понимать, принимать решение в условиях предлагаемых обстоятельств сценического существования, (сценок, пьес, сюжетных игр и этюдов) и совершать нравственные поступки в жизни. Выражать своё мнение о прочитанном, увиденном, сыгранном.
Умеют убедительно отстаивать своё мнение.
Развито – чувство гордости за участие в театральной студии «ДАР»
сценического существования, (пьес, сюжетных игр).
Выражать своё мнение о прочитанном, увиденном, сыгранном. Умеют убедительно отстаивать своё мнение.
1 Организационные вопросы
Знакомство с участниками творческого образовательного процесса, зачисление в группу.
Знакомство с режимом работы ГОУ «Школа-интернат №21». Специфика работы в реабилитационном коррекционном учреждении. Изучение дидактического и методического материала по работе с детьми особой заботы.
Подготовка необходимого реквизита для работы студии.
Методическое обеспечение выполнения программы строится на анализе данных медицинского отдела, встречи с родителями, воспитателями, администрацией школы. Беседа. Анкета для участников студии, где основным вопросом для ответа является вопрос: «В чём тебе может помочь театр? Что бы ты хотел узнать или чему научиться в студии? Театр может всё!
2 Введение в тему
В начале занятий (сентябрь, октябрь) - путешествие в волшебную страну театра. «Любовь моя - театр»
Что дети знают о театре, что я знаю о театре.
Какие театры есть в Петрозаводске?
Кого из карельских, российских актёров знают.
Кого хотели бы пригласить в гости.
«Театр – как вид искусства»
Разновидности театрального искусства.
Виды искусства.
Произведение театрального искусства.
Спектакль, актёр.
Зритель. Режиссёр.
Искусство переживания, представления.
Методическое обеспечение. Беседа. Просмотр с комментариями - видеозаписей спектаклей, кинофильмов. Посещение театров города с экскурсиями, просмотром и обсуждением спектаклей.
3 Теория познания
Познание – изучение ранее неизвестного или более подробное изучение уже знакомого материала теории и практики театрального (в частности) искусства. Познание окружающего мира. Макро-, микро-мир. Большой, средний и малый круг познания.
Актёрское мастерство и познание жизни. Синтез и анализ окружающей действительности.
Знакомое, познаваемое и неизведанное.
Всё, что мы делаем – это познание мира творчества.
Духовное и рукотворное творчество.
Методическое обеспечение. Игра-беседа. Игра- этюд.
4 Эстетика движения
индивидуальные особенности организма
упражнения на движения частей тела
выразительный жест (положительный, отрицательный)
целенаправленное действие (движение)
движение – перемещение в пространстве при помощи мышц тела.
движение в определённом направлении, с определённой скоростью
движение частей тела (руки, ноги, туловище, голова)
движение словом
пластика движения
тренинг и муштра
Методическое обеспечение через упражнения на ритмику, физическое (целенаправленное) действие, свободу мышц, беспредметное действие.
5 Голосоведение
Переход от бытовой, упрощённой речи к выразительному, яркому звучанию
Подвижность, эластичность дыхательной и голосовой мускулатуры
Развитие речевого аппарата. Исправление голосовых, дикционных недостатков. Изучение возможности постановки голоса
Развитие индивидуальных особенностей голосового аппарата и умение пользоваться им
Методическое обеспечение через упражнения на тренинг речевого аппарата, подвижность языка, губ, мышц гортани, диафрагмы, межрёберных мышц.
Артикуляция и орфоэпия.
Голосовой аппарат человека
Профилактика заболевания верхних дыхательных путей, голосовых связок
Тренинг мышц участвующих в голосоведении произношении слов и предложений – речевой практике человека
Направление тренинга
Мышечная свобода – это такое состояние мышц участвующих в дыхательном процессе, фонации и дикции, при которых отсутствует напряжение и физический зажим.
Мышечная активность – состояние голосовых связок, мышц гортани, глотки и всего речевого аппарата не допускающие вялости.
Голосовая выносливость – владение своим речевым аппаратом, при котором не происходит утомляемость мышц ведущих к ухудшению качества звучания.
Тембровая индивидуальность голоса
-объёмность
-звуковой диапазон
-динамичный диапазон
В тренинге важно научится дышать носом – это основа постановки голосового аппарата.
6 Звуковая реабилитация
Изучение дефектов речи, выявление причин отсутствия речевых звуков
Подбор индивидуальных упражнений для тренинга.
Тёплый и холодный выдох. Таблица (И Э А О У Ы).
7 Речевая реабилитация
Изучение причин отсутствия связной речи
Установление уровня усвоения программы по русскому языку и литературе, определенных данному возрасту и заболеванию
Разбор и приемы заучивания произведений (стихи, проза) школьной программы по литературе (индивидуально по уровню готовности обучающегося)
Усвоение связи между буквами и звуками.
Слияние звуков в слоги.
Слияние слогов в слова и понимание прочитанного текста.
Слияние слов в простые речи и понимание прочитанной простой речи.
Соединение отрывка из текста с основным и понимание отношений между ними.
Понимание целой статьи.
Понимание целого текста книги
Механизм чтения зависит от количества прочитанного, а не от частого повторения одного и того же.
С языка в голову, из головы в сердце, из сердца в уста: пусть они вещают движение сердца (выразительное чтение).
Выражения не надо твердить по-попугайски, а их надо разыскать в живой душе, надо чтобы она сама заговорила : вот истинное выразительное чтение.
Знания нужны учителю, чтобы войти в душу ребёнка и затронуть в ней струны добра и красоты.
8 Сценическое действие.
Умение действовать (что-либо сделать) в условиях сценической площадки
Умение находиться и продуктивно взаимодействовать в условиях предлагаемых обстоятельств сценического пространства
Виды сценического действия (физическое, психологическое, словесное).
Направления воспитательной работы (личность - тело и дух, патриотизм, нравственность, художественное восприятие окружающего мира) при создании предлагаемых обстоятельств в этюдах и сюжетных играх (Волшебный остров. Волшебный гараж. и др.)
• Подавленную волю – в умение идти на компромисс, уживаться в коллективе, уметь гасить конфликты.
• Повышенную ранимость в активное сострадание к другим.
• Природную робость и самолюбие в сдержанность и осмотрительность.
• Дать возможность воспитаннику утвердиться и прийти на помощь другим.
• Помочь преобразовать свой недостаток в достоинство.
Актерское мастерство
• умение действовать в предлагаемых обстоятельствах
• выполнение упражнений и работа со сценическим (сценарным) материалом
• участие в пьесах, работа в сюжетных, бытовых и волшебных играх, сценках.
• Умение видеть, слышать, понимать оценивать принимать решение и действовать.
• «Если бы» – волшебное слово для включения организма в органическое существование в образе (роли) в определенных предлагаемых обстоятельствах.
9 Основы драматургии.
Замысел.
Композиционное построение (экспозиция завязка кульминация развязка).
Конфликт, сквозное действие.
Жанры.
Этюд (одиночный, парный, массовый).
10 Работа над этюдом.
Замысел. Создание. Воплощение.
Костюм.
Декорации.
Музыка.
Грим.
11 Специфика личностного воздействия на аудиторию.
Признак настоящего искусства – заразительность.
Актёр только тогда заинтересует (заразит) зрителя, если он претворит в себе и автора и режиссёра и скажет себя со сцены (В. Э Мейерхольд).
Актёр – действующий.
Актёры и режиссёры г. Петрозаводска.
Жизнь человеческого духа.
Театр живого человека.
Сверхзадача человека-артиста:
Сообщить нечто важное, почти секретную информацию, большое желание.
Личность- воспитание, образование.
Превратить желание (хотение) в умение и мотив поведения персонажа (личности).
Обаяние.
Воображение.
12 Открытые занятия. (Родительские собрания,как способ проверки
Усвоения практического навыка и теоретических знаний
Театр – шаг в будущее в настоящем.
Подведение итогов изучения выбранной темы.
Закрепление найденной методики по реабилитации.
Шаг навстречу выздоровлению.
Адаптация в обществе и семье.
Показ реальных достижений и определение новых направлений работы студии.
13 Участие в мероприятиях
ГОУ «Школа-интернат №21» (по плану работы школы)
Детского Театрального Центра (Фестивали, конкурсы)
Краткое содержание программы для групп с задержкой
психического развития.
1 год обучения
Студийцы : Знают - Слышали, что такое театр, спектакль, актёр. Умеют - Учатся быть внимательными к собеседнику. Слушать педагога. Выполнять его задания в упражнениях и играх. Развивается – уважение к занятиям в театральной студии.
2 год обучения
Студийцы : Знают – Упражнения на развитие речевого аппарата. Что такое сюжетная игра. Умеют – Учатся владеть словом, как средством общения. Развивается – желание работать в упражнениях и сюжетных играх.
3 год обучения
Студийцы : Знают - что такое цели и задачи актёра в упражнениях и сюжетных играх. Умеют - Рассказать о своём кумире, идеальном герое с позиции личного желания подражать, гордиться и следовать своему герою.
Развито – чувство сценического пространства (где мы, там и сцена) и умение работать в несложных сюжетных играх.
5 год обучения
Студийцы : Знают - что такое сюжетная игра, пьеса. Что такое предлагаемые обстоятельства.
Умеют- слушать, понимать, принимать решение и выполнять творческие задания педагога.
Развито – чувство ответственности за коллективное творчество.
1. Организационные вопросы
Знакомство с участниками творческой группы. Медицинские показатели по группе. Анкета для участников. Что ты знаешь о театре? Какие ты знаешь театры? Определение степени готовности заниматься в театральной студии. Желание – главное условие будущего
2. Введение в тему
Путешествие в волшебную страну ТЕАТР.
- Что дети знают о театре, что им рассказать о петрозаводских театрах.
- Что знают об актёрах карельских театров? Рассказать об актёрах кукольного театра, национального, Творческие Мастерские, Театр «Сто дней»
Театр – как вид искусства
- Виды искусства
- Произведение театрального искусства
- Спектакль - актёр
- Зритель, режиссёр
Беседа, просмотр спектаклей в записи и в театрах. Встречи с актёрами.
3. Теория познания
Изучение возможности человека в прикладном искусстве (рукотворном). ИЗО. Архитектура. Скульптура.
Духовное творчество. Виды театрального, музыкального, литературного творчества.
Познание мира творчества, познание самоё себя, через восприятие, анализ, выводы и решения.
Игра беседа. Игра этюд.
4. Эстетика движения
- индивидуальные особенности организма
- Упражнения на движение частей тела
- Выразительный жест
- Движение в определённом направлении
- Движение частей тела. Вместе и отдельно
5. Голосоведение
Переход от бытовой, упрощённой речи к выразительному, яркому звучанию
Подвижность, эластичность дыхательной и голосовой мускулатуры
Развитие речевого аппарата. Исправление голосовых, дикционных недостатков.
Изучение возможности постановки голоса. Упражнения на тренинг речевого аппарата, подвижность языка, губ, мышц гортани, диафрагмы, межрёберных мышц. Упражнения на дыхание.
6. Звуковая реабилитация
изучение дефектов речи, выявление причин отсутствия речевых звуков
Подбор индивидуальных упражнений
Упражнения на правильное произнесение гласных и согласных.
Тёплый и холодный выдох. Таблица (ИЭАОУЫ).
7. Речевая реабилитация
Изучение причин отсутствия связной речи Установление уровня усвоения программы по русскому языку и литературе
Разбор и приёмы заучивания произведений (стихи, проза)
Индивидуально.
Механизм чтения зависит от количества прочитанного, а не от частого повторения одного и того же
8. Сценическое действие
- Умение действовать в условиях сценической площадки, (месте проведения занятий)
- Взаимодействие
- Виды сценического действия (физическое, психологическое, словесное)
Этюды, сюжетные игры, упражнения. Волшебный остров. Волшебный гараж.
Актёрское мастерство
- Уметь видеть, слышать, понимать, оценивать, принимать решение и Действовать
- «Если бы» – волшебное слово для выполнения заданий педагога
9. Основы драматургии
Придумать какой либо сюжет, сыграть его или рассказать.
10. Работа над этюдом
Выполнение задания педагога
11. Специфика личностного воздействия на аудиторию
Как вы себе представляете хорошего человека? Педагога? Воспитателя? Чем вам нравится тот или иной человек (педагог, актёр, персонаж мультфильма или кинофильма, шоумен или шоуменша.
12. Открытые занятия для родителей, воспитателей и педагогов.
Театр - как оздоровительная система
Театр – шаг в будущее в настоящем
Закрепление найденной методики по реабилитации
Шаг навстречу выздоровлению
Адаптация в обществе и семье
13. Участие в мероприятиях
ГОУ «Школа – интернат» №21 (по плану студии и школы.)
МОУ ДОД «Детский театральный центр» (по возможности)