Мироненко Ольга
Консультация для родителей «Как организовать театр дома с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например, школьники, интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус - важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведенное исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности школьников подтвердило развивающую роль искусства, а это, в свою очередь, позволило нам предположить о существовании и возможности такого воздействия и на дошкольника.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем " детском театре"?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2- 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой - мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, в маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно привести малыша. В настоящий театр, например, двух - трехлетних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль - игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли как - то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошли телевидение и интернет. Но ведь они никогда не смогут заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего:
" Посмотри, Машенька, что я тебе принесла" - говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его. Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая. мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать. Так продолжается несколько дней, а потом девочка к ней привыкает и вот уже симпатичная собачка, несколько помятая, валяется в углу.
Что произошло? Ушла новизна восприятия, появились новые впечатления, которые погасили в ребенке непосредственность тех первых чувств, которые вызвал образ собачки, ее привлекательный внешний вид. Но вот неожиданно все меняется. Снова на собачку направлен восторженный взгляд. Знакомая собачка вдруг заговорила, ожила.
. На пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
- Гав, гав, гав, - как - то очень по - щенячьи повизгивает собачка и затем уже совсем по - человечьи: - Нет, не надо сюда, не хочу.
- Почему? - спрашивает уже мама.
- Меня здесь не любят, - снова говорит собачка (разумеется за нее говорит мама)
- Ну, не обижайся на Машу, - теперь уже опять говорит мама. - Вы снова подружитесь, и она будет любить тебя еще больше. А потом, и ты виновата тоже, почему все время молчала, почему не сказала, как тебя зовут, почему не договорилась с Машей, как будете жить вместе?
. Было еще много маминых " почему", а Маша, изумленная, смотрела и слушала, а потом и сама заговорила.
- Собаченька, миленькая, скажи мне, как тебя зовут?
Эту импровизацию можно продолжать, развивать; своими действиями мама заставила Машу поверить в реальность собачки. Это, конечно, не театр, но здесь присутствуют его элементы, попытка драматизации действия, исполненная по ролям импровизированного диалога, выявления некоторых черт характера персонажа (обидчивость). И, конечно, " сверхзадачей" мамы было заставить Машу включиться в диалог, развернуть совместное с персонажем действие. Мама без дидактического нажима обучала девочку игровым приемам, будила ее воображение и фантазию, подводила к элементарным творческим проявлениям.
Обыграть можно любую детскую игрушку, от простейших действий над ней постепенно перейти к небольшим сюжетам. На год повзрослевшая Маша предлагает маме:
- Иди сюда, мамочка, посмотри, что умеют мои Гав и Ав (тоже собачки, которых Маша сажает на подушки, пытается показать цирковое представление).
- Ав, смирно! Гав, иди ко мне (сама ведет Гава). Гав, але - гоп! подставляет обруч в который прыгает Гав. Делает вид, что дает Гаву вознаграждение, и сажает его снова на подушку). Ав, теперь ты в обруч и обратно. Але - гоп! Молодец!
Мама - зритель хлопает в ладоши, собачки кланяются.
Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка " Теремок". В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок один может проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они тоже должны по - разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности,, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представления малыша об игровом образе.
Игрушка в своем обобщенно - образном виде, часто всего лишенная характерности и тем более пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажем, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально - игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно с элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе отчет, что они играют. И все же " как - будто" и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное " как - будто" словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации (инсценировкам, и к сценической игре, игре театральной. руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т. е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре,, что - то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра - драматизация - это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Это новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно - ролевой игры.
В сюжетно - ролевой игре и в игре - драматизации дети играют для своего собственного удовольствия, хотя у них и могут быть наблюдатели, своего рода зрители. Спектакль - это сцена, зрительный зал. Участники спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их спектакль, Это уже игра не только для себя, но и для других. Не всем детям удается принять участие в таком спектакле, хотя он является притягательным для всех без исключения. Но одних сковывает робость, стеснительность, других подводит нечистая речь, плохая память, несобранность или рассеянность. С такими детьми лучше работать малыми группами или специально предусматривать для них посильные роли. К подбору исполнителей надо подходить осторожно, чтобы в последствии не травмировать детей неудачами, не подрывать у них веру в свои возможности.
В детском саду или в школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье один, два, три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более, что и цель - то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.
. Таня - пассивная девочка, флегматичная. Ей уже 6 лет, но она очень медлительная, хотя и достаточно сообразительная. Мама ее, конечно, беспокоится, что в школе девочке придется трудно, девочка любит рассматривать книжные иллюстрации, уже умеет читать, играет мало, стремится часто смотреть телевизор, очень любит животных.
Все началось с того, что на глазах у Тани под окном разыгралась драма: серенький комочек упал сверху и закопошился в траве. Рядом тревожно зачирикал воробей, и тут же о т забора поползла тень. Комочком оказался воробышек, а рядом беспомощно чирикала воробьиха - мама. Воробышек был совсем маленький и умел только топорщить крылышки. Зловещая тень приближалась, и уже стало ясно, что соседская кошка предвкушает приятную забаву и неплохой обед. Воробьиха - мама охрипла от писка и прямо - таки пожелтела от своей беспомощности. Кошка приготовилась к победному прыжку. Таня замерла у окна, потом вскрикнула и закрыла глаза руками. Мгновение спустя девочка увидела взметнувшуюся кошку вместе с серым комочком и преследующую ее охрипшую воробьиху.
Таня долго не могла успокоиться. Мама принесла и прочитала ей сказку М. Горького " Воробьишко" про Пудика, воробьиху и кошку. Спустя некоторое время Таня вместе с сестрой Аленой разыграли сказку. Таня была воробьихой - мамой и надо было видеть, как смело и энергично она защищала Пудика - Алену от кошки (ее роль взяла на себя мама). Какая она была расторопная и быстрая, храбрая и решительная.
Не все получилось в этой драматизированной игре, трудно было сначала органично сочетать произносимые слова с действиями, добиваться единства слова и действия. Эта трудность всегда возникает в сценической игре детей. Сохранить непосредственность и живость игры наиболее эффективно помогает подробный анализ того, что происходит по сюжету, и уточнение конкретных действий каждого персонажа. После такого разбора детям становится понятным, что надо делать, они полнее развертывают в своем воображении обстановку, где все происходит. Логика действия и конкретные физические действия будоражат творческую фантазию, и вместе с этим возникают нужные эмоции, которые доставляют радость самим исполнителям, стимулируют новые творческие проявления.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь, Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут почувствовать себя уверенно среди сверстников.