Алеева Елена Владимировна
Тактическое планирование в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Когда мы тратим время на планирование, его становится больше.
Б. Франклин
- ГОДОВОЙ ПЛАН ДОО
1. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ГОД
4. КОНТРОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДС
- РАСПИСАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
- КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧTСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГОДОВОЙ ПЛАН ДОО
Публикация «Тактическое планирование в ДОО» размещена в разделах
Годовой план работы образовательной организации должен предусматривать не отдельные мероприятия на год, а их систему и последовательность в рамках выполнения определенных конкретных целей и задач.
Годовой план — это скоординированная система решений, обеспечивающая эффективность деятельности ДОО в течение учебного года, и позволяющая осуществлять совокупность мер по реализации задач, стоящих перед ДОО на данный период (Управленческое и педагогическое планирование в ДОО. Под ред. Багаутдиновой С. Ф.).
К. Ю. Белая, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ считает, что оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам, цикличной по формам работы и т. д.)
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО – это анализ конечных результатов прошедшего учебного года (К. Ю. Белая, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ)
СТРУКТУРА:
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В информационной справке приводятся общие сведения об образовательном учреждении:
- нормативно-правовой статус;
- год открытия;
- учредитель;
- проектная и фактическая мощность;
- режим деятельности;
- материально-техническое обеспечение и медико-социальные условия (состояние здания и режима функционирования учреждения, укомплектованность мягким и жестким инвентарем, аудио-, видеосредствами; безопасность оборудования и др.);
- предметно-развивающая среда для разнообразной детской деятельности;
- кадровое обеспечение рассматривается как одно из основных средств обеспечения качества работы с детьми, поэтому в информационной справке необходимо отразить конкретные пункты:
1. укомплектованность кадрами (в соответствии со штатным расписанием); стабильность кадрового состава, отсутствие «текучести» кадров, привлечение на договорной основе специалистов для оказания дополнительных услуг и др.
2. образовательный ценз и квалификацию педагогов и администрации (образование, квалификационные категории, награды).
- Информация о семьях воспитанников.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ
- состояния здоровья воспитанников;
- заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарных данных по группам здоровья;
- результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Здесь же даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4. АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ГОДОВОГО ПЛАНА
Анализируется уровень познавательного развития детей, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития. Формулируются общие выводы и определяются резервы повышения уровня выполнения программы.
5. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Анализируются результаты диагностики развития детей, поступающих в школу; успеваемость выпускников детского сада, окончивших 1–3-й класс. Далее следуют общие выводы и указываются резервы повышения результативности работы по данному подразделу.
6. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.
7. РЕЗУЛЬТАТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Повышение квалификации педагогических кадров (целевая переподготовка педагогов для работы по новым образовательным программам; дифференцированный подход к кадрам в соответствии с анализируются результаты повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОО. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Формулируются общие выводы, выявленные тенденции и определяются резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета на следующий учебный год
8. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И СОЦИУМОМ - выполнение планов совместной работы ДОО и школы; результаты взаимодействия с другими организациями. Делаются общие выводы.
9. АНАЛИЗ ИТОГОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РАБОТЫ. Оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
10. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
11. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Завершается аналитический раздел формулированием годовых задач на следующий учебный год. Они логически вытекают из тех проблем, которые выявились в ходе реализации Образовательной программы, Программы развития и Годового плана в текущем учебном году. Каждая из годовых задач требует определенной работы с кадрами, организационно-методической работы, построения работы с семьей.
Это достаточно объёмный документ, над которым работает не один и не два человека, поскольку документ содержит большую информацию о состоянии дел всей образовательной организации. Зам зав по вмр – это ответственный человек за методическую работу детского сада, в силу своих функциональных обязанностей он не может знать ВСЁ о детском саде, например, заболеваемость, материально-техническое состояние и т. д. Поэтому очень важно перед составлением документа распределить обязанности, делегировать полномочия другим членам коллектива.
В каком виде собирать информацию (таблицы, текстовый документ и т. д.)
В идеале: цифры, причины улучшения или ухудшения.
В ходе анализа работы образовательной организации необходимо получить ответы на вопросы.
• Каковы достижения образовательного учреждения? За счет чего они получены?
• Можно ли улучшить результаты в соответствии с новыми требованиями?
• Каковы недостатки в работе? Причины и факторы их возникновения?
Такой анализ преследует цели:
- оценить инновационный потенциал организации;
- выявить достижения и проблемы.
Причем ведущим механизмом анализа, на наш взгляд, можно назвать определение причинно-следственных связей между результатами и теми явлениями, которые привели к данным результатам.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Для формирования целей и задач образовательной организации на будущий год необходимо:
грамотно проанализировать деятельность ДОО.
изучить все последние правительственные документы по вопросам образования, приказы вышестоящих органов образования и др.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26)
- И т. д.
не забыть о ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ДС, которая есть в каждом детском саду и в которой также прописаны и цели и задачи.
Цели и задачи должны быть конкретными, реальными, понятными всем, кто будет работать над их достижением. Необходимо обсудить цели и задачи с сотрудниками образовательной организации, мотивируя коллектив на достижение результата. И здесь многое зависит от четкости формулировок целей и задач. Кроме того, последние должны быть контролируемыми.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ГОД
После определения целей и задач образовательной организации на год планируются основные пути и средства решения поставленных задач