ОЛЕСЯ САФРОНОВА
Такие сНежные человечки. Проект «Веселый снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Белые снежинки робко касаются почти подмерзшей земли. Неспешно они покрывают дорогу тонким слоем. Вот и дождались – наступила зима. Именно эта пора года любима и детьми, и взрослыми наравне с летом. И это не удивительно. Зимняя природа напоминает сказку. А сколько существует зимних забав!
Когда в России выпадает снег, на улицах и в парках появляются они – снеговики. Лепка снеговика – это вообще неповторимая возможность реализовать свои творческие задумки. Для новоявленного «человека», слепленного из комков чистого снега не жалко ни красивой морковки, ни теплой шапки. Большие и маленькие, с метлами и без – они издавна были символами новогодних праздников.
Темочки:
Но много ли мы знаем об истории снеговиков, откуда пришел обычай их лепить, когда был слеплен первый, какими они бывают? Об этом я спросила детей, которые приходят в среднюю группу "Почемучки". Ответов было мало, но, многие из них заинтересовались и вопросов стало еще больше. Я смоделировала цикл творческой, познавательной и практической деятельности для реализации проекта "Веселый снеговик", учитывая не только необходимость решения проблемы, лежащей в его основе, но и задачи личностного роста и развития воспитанников.
Когда мы искали сведения об этих символах зимы, открылось много интересных фактов. Снеговикам очень много лет - более 500. На протяжении всего своего существования люди приписывали им разные качества. Вначале они были злыми олицетворениями суровых зим, которых все опасались и старались обходить стороной, чтобы не привлечь к себе злых духов. Христиане считали снеговика посланником неба - ведь снег слетает с небес. Даже существовало поверье, что снеговику можно загадать желание, а когда он растает, то отнесет его на небо и оно сбудется.
С другими знаковыми и символическими сторонами "эволюционного" развития снеговиков мы познакомились, увидев, как наряжали их в Европе. Оказывается, что многие наряды несут в себе глубокий смысл, который почти утрачен в наше время. Например: старое перевернутое ведро на голове - символ достатка в доме. Метла нужна, чтобы «отгонять» сильные морозы и «пригонять» много снега : тогда земля будет лучше рожать. Угольки и старый домашний хлам в качестве деталей лица это символ избавления от прошлого. А нос из морковки или кукурузы - выражение бессловесной просьбы о хорошем урожае. Бусы из чеснока - избавление от проказ темной силы и многое другое.
Оказывается, что снеговиков любят лепить и в Азии - зимы там тоже бывают снежными. Их фигуры состоят из двух шаров и похожи на матрешку-неваляшку, а называют его Юки-Дарума. История Снежной бабы чисто русская. У славян метелями, вьюгами повелевали духи женского пола. На Руси существовал обычай с первым снегом лепить не одну, а сразу трех снежных баб, каждая из которых по языческой традиции «отвечала» за конкретные проблемы: первая - за мягкую многоснежную зиму, вторая - за будущий урожай, а третья, самая маленькая - ее называли Крышня - за счастье под крышей дома. Сегодня мистическое значение снеговиков и снежных баб совершенно утрачено: они давно стали просто традиционной зимней забавой, которой с равным удовольствием предаются взрослые и дети.
Поддерживая детский интерес к нашей работе, мы составили фильмотеку о снеговиках. Детвора с большим вниманием смотрела как старинные (более полувековой давности, так и современные (снятые несколько лет назад) мультфильмы про добрых, нежных и трогательных снежных человечков. Углублять, раскрывать тему жизни снеговиков нам помогали разные виды деятельности. В ходе опытно-исследовательской работы ребята закрепили знания о свойствах снега и льда; отгадывая загадки о зимних природных явлениях, запомнили и других друзей снеговика (метель, вьюга, снегопад, иней). Малыши выучили стихи и приняли участие в конкурсе чтецов; прослушали много литературных историй и музыкальных произведений о веселых символах зимы, лепили снеговиков из разных материалов; рисовали их, используя различные техники.
Развивая детский интерес к теме, мы просили их поделиться своими знаниями дома, в кругу семьи. А родителям предложили выполнить совместную "домашнюю" работу - портрет снеговика. Вместе нам удалось приятно удивить работников нашего сада разнообразием работ, мастерством и фантазией. В подготовке экспонатов использовались различные материалы: бисер, шерстяные нитки, ватные диски, фетр, соленое тесто, вата, мишура. Отличались разновидностью применяемые техники: изонить, вытынанки, живопись, пуантиллизм, симметричное вырезывание, пластилинография. Отдельные работы выставлены на всероссийский конкурс "Снеговик - 2016".
С помощью родителей мы создали музей снеговиков. На его полках поселились игрушки, сшитые и связанные своими руками; салфетки, светильники, пакеты, упаковка для подарков, погремушки, елочные игрушки, украшения для окон, упаковки для чая, конфет и многое другое. Мы до сих пор с детьми с интересом наблюдаем за многообразием снежных существ.
Незаметно за этой насыщенной, увлекательной деятельностью пролетел месяц и проект подошел к концу. В эти мы активно занимались художественно-эстетической, речевой, познавательной деятельностью, а завершить его решили вечером подвижных игр под названием "Снеговики всех стран в гости к нам!", который приурочили к Международному дню Снеговика (18 января). Дети участвовали в подвижных играх народов мира. Снежного гостя из Европы наряжали с соблюдением традиций; Снежная баба из России познакомила малышей со старинными русскими играми "Дударь", "Снежная баба"; Юки-Дарума привез из Японии национальную игру "Поймай хвост дракона". На память о проекте всем останется книга детских работ с историями про снеговиков и фильм, в котором показаны интересные моменты, стихи, прочитанные воспитанниками, о таких сНЕЖНЫХ человечках.