Папки-передвижки

Логопедическая консультация «Способы постановки свистящих звуков»

гадиля мухамадеева
Логопедическая консультация «Способы постановки свистящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушенный звук Артикуляционный уклад Способ постановки

Свистящие

С

Сь

З

Зь

Ц

Артикуляция звука С

Губы: не напряжены, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык:

- кончик: широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

- передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

- средняя часть спинки опущена, посередине её образуется желобок;

Темочки:

- задняя часть спинки: незначительно поднята;

- боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нё бо: поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам.

Голосовые связки: не напряжены, голос не образуется.

Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

по способу образования они — щелевые (только ц — смычно-щелевой, а по месту образования — переднеязычные. Но произношение звуков З и З’ отличается от произношения с и С’ наличием голоса. Артикуляция звуков С’ и З’ отличается от артикуляции с подъемом средней части спинки языка. Артикуляция звука Ц отличается от артикуляции с добавлением смычки к щели.

Таким образом, в группе свистящих звуков С, С’, З,З’, Ц основной является артикуляция звука с, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук с произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук З, добавив подъем средней части спинки языка, получим С’ и З’, добавив смычку перед щелью, получим ц. Поэтому и нарушения звуков с’, з, з’, ц бывают теми же, что у с.

Звук С

При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука. Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука с, обращая при этом внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

При межзубном сигматизме

Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи, отрабатывается звук и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

Постановка звука. Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближая их и «пускать длинный легкий ветерок.

При боковом сигматизме

Подготовительный этап: упражнения даются упражнения для: распластывания языка, умения его удерживать широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при этом должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки и, ф (при последнем идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка).

Постановка звука : добиваются правильного звучания с при межзубном положении языка, иногда используют механическую помощь (спичку, пластмассовую спицу. специальный зонд) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

При носовом сигматизме

Подготовительный этап. Вырабатываются: умение удерживать широкий распластанный язык на нижней губе; умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки и, ф и дифференциация звуков ф-х с использованием тактильных ощущений (при ф – струя узкая, прохладная, при х – широкая, теплая).

Постановка звука. Ребенку предлагается:

- длительно произносить звук ф, просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком ф;- постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

Губно-зубной сигматизм

Ребенку предлагается использовать зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук с (иногда придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).

Призубный сигматизм

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки с-т с использованием картинок-символов. Даются упражнения для: выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения широкого языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке. Отрабатываются звуки и, ф.

Постановка звука. Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука с воспитателем, а потом им самим, добиваются правильного звучания с.

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с’. Эта работа проводится на материале слогов : си, ся, се, сё, сю. При этом логопед просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука.

Звук з

Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда спереди (сильно прижимать руку не нужно, другой рукой легко касается своей шеи.

Сначала педагог произносит звук с, потом плавно переходит на звук з. Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнять звуки. «Слышишь,— говорит воспитатель,— с — тихий звук, «голос спит», а з — громкий, «голос проснулся», звонко поет песни».

Добившись правильного произношения звука з, можно приступать к его автоматизации в слогах

Звук з’

После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з’. Вначале берутся слоги: зи, зя, зю, зе

Звук ц

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков : тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Публикации по теме:

Дидактическая логопедическая игра «Мягкая меморина» для автоматизации звуковДидактическая логопедическая игра «Мягкая меморина» для автоматизации звуков Предлагаю вашему вниманию увлекательную, изготовленную своими руками игру, направленную на автоматизацию звуков. Для изготовления игры.

Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С]Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С] Тонкости при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".Рекомендации логопеда. Вопрос логопеду: Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить.

Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня»Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня» Цель: - закреплять правильное произношения свистящих звуков. Задачи: - закреплять произношение свистящих звуков в чистоговорках, предложениях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая консультация «Способы постановки свистящих звуков»
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 19:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая консультация «Способы постановки свистящих звуков»» (включая файлы) размещена пользователем гадиля мухамадеева (УИ 757622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД