Елена Курак
Сюжетно-ролевая игра в нравственном воспитании детей
Сообщение для воспитателей
«Сюжетно – ролевая игра в нравственном воспитании детей».
Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который они
призваны изменить.
А. М. Горький.
Значение игры огромно: это и «путь к познанию мира» и могучее средство воспитания. В игре развиваются разнообразные стороны психической жизни ребенка, формируются важнейшие психические качества его личности. А. С. Макаренко утверждал, что «воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Каков ребенок в игре, таким он будет в дальнейшем и в труде.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в нравственном воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра признана одним их основных, ведущих видов деятельности ребенка.
Нравственное воспитание через игры- это прежде всего воспитание нравственных чувств, целеустремленности качеств коллективизма, любви к нашей Родине, людям разных национальностей, трудящимся, воинам Российской Армии.
В сюжетно – ролевых играх дети изображают все, что видят в окружающем мире: быт и труд людей, их взаимоотношения и события современности. В игре дети удовлетворяют свои стремления стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама, лечат их (как врач, учат их в школе (как учительница, строят дома и школы, собирают урожай, возводят плотины.
Взятая роль захватывает ребенка, воздействует на его ум и чувства: мама добра и заботлива; врач внимателен и чуток; командир справедлив и строг; продавец вежлив и приветлив; моряк храбр и отважен. Беря на себя роль, ребенок вживается в образ и искренне переживает и ведет себя соответственно.
Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникает их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.
Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию : он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.
Значение сюжетно – ролевой игры очень велико и может быть прослежено в развитии по ряду направлений:
- выступает в развитии мотивационно – потребностей сферы дошкольника;
- происходит преодоление познавательного и морального эгоцентризма ребенка;
- всегда предполагает наличие скрытых и в сюжете, и в разыгрываемых ролях правил поведения.
Но немаловажное значение в сюжетно – ролевой игре удивляется взрослому. Он должен видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях, доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ил товарищество, вежливость, умеют ли поддержать общий замысел, как разрешают спорные случаи и т. д.
Так же особое внимание следует уделить и идейному содержанию игры: чему она учит, какие черны характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребенка.
Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки.
Значение сюжетно – ролевой игры для нравственного развития дошкольников многократно подчеркивалось ведущими советскими исследователями.
А. В. Запорожец о значении игры писал так: «Крупнейшие наши педагоги указывали на важнейшею роль игры в развитии ребенка – дошкольника. Советские педагоги много сделали для развития теории игры на методической основе диалектического материализма. Была выяснена социальная природа игры. Исследования в области сюжетно – ролевых игр внесли определенный вклад в развития советской педагогики игры.
Но все – таки многое в проблеме игры остается неясным, недостаточно разработанным и требует дальнейшего улучшения. С точки зрения широкой воспитательной задачи : игры еще не заняли надлежащего места в системе детских садов. Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой».
Н. К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них- серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Она имеет большое организующее значение. Ребенок знает, почему нужно соблюдать правила игры, рать сначала игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой, организовывать их».
Основными структурными элементами сюжетно – ролевой игры является: игровой замысел – это общее определение того, во что и как будут играть дети : в «Магазин», «Поликлинику», «Летчиков», «Дочки - матери» и т. д. Он формируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.
По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы:
- отражающие бытовые явления («Семья», «Детский сад», «Поликлиника»);
- отражающие созидательный труд («Строители», «Фермеры»);
- отражающие общественные события, традиции (праздники, встреча гостей, путешествия).
Такое деление их, конечно условно, т. к. игра может включать отражение разных жизненных явлений.
Сюжет, содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых и сюжетно – ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разбирает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры (капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах).
В процессе игры самими детьми, а в некоторых играх и взрослыми, устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведении и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.
Тематика и содержание сюжетно – ролевых игр различны - это зависит и от возрастной группы. Маленькие дети и старшие играют по – разному. Малыш не умеет самостоятельно играть, у него мал жизненный опыт, он не всегда умеет обращаться с игрушкой. Следовательно, ему надо подсказать, во что и как играть, принять участие в игре.
Старшие дети побуждают к объединению в совместных играх с другими детьми. Ребенок растет и в его игровых замыслах отражаются важные общественные явления. В играх отражаются идеи мира: оптимизм, радость жизни. Печальные события заканчиваются в играх детей хорошо : больной выздоравливает; тонущего – спасают. Игра является одним из средств формирования нравственных черт, присущих человеку. Старшие дети объединяются в игры с большим количеством играющих.
Сюжеты «Поликлиника», «Школа», «Строители», «Пожарники» своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывают их быть подтянутыми, организованными, проявлять взаимовыручку, гуманные чувства. В этом случае руководство взрослого направлено на то, чтобы поддерживать игру, помочь развить замысел, вовлечь большее количество играющих, при необходимости уточнить с детьми то, что они знают недостаточно.
Но игры по содержанию бывают не только добрыми. Из – за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребенок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру.
Трехлетней Андрей предлагает Стасу того же возраста: «Давай подеремся?».
Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие у них жестокость, эгоизм, аморальные поступки.
Чтобы игры были наполнены воспитывающим содержанием, отражали общественные явления, необходимо обогащать детей впечатлениями об окружающем.
Играя в сюжетно – ролевой игры дети должны соблюдать правила игры. Правила сюжетно – ролевой игры заключены в самом сюжете и в его развертывании. Правила помогают сохранить и развернуть игру.
Из поколения в поколение дети традиционно играют в «Семью», «Больницу», «Школу», «Пароход» и т. д. Однако, без участия воспитателя и искреннего интереса его к этому крайне важному виду детской деятельности, без его умения увлеченно, не подделываясь под детей, играть с ними сдержаннее и характер игр старших дошкольников во много могут оставаться на таком же уровне, что и у малышей. Если же взрослый живет игрой, то культура детской игры постепенно растет и сама игра становится в руках умелого воспитателя важным средством влияния на поведение детей. В каждом саду возникают отличия в организации игровой деятельности детей.
Процесс руководства сюжетно – ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить три группы методов.
1 группа - связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдение; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально – выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу – рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемых демонстраций специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях: инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
2 группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческий игре (игра с одним ребенком, выполнение ведущим второстепенной роли). Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы – разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведение итогов.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются так же поручения, задания, поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий. Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовление вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращать их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, выразительность речи, мимики, жестов.
3 группа – связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приема, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя; показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа: «Построим улицу нашего города», «Построим дом» и др. ; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания, из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала; использование тематических заданий (сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки или сконструировать грузовые железнодорожные составы).
Использование этих методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Введение в образовательный процесс сюжетно-ролевой игры обеспечивает не только формирование нравственных представлений, но и развивает социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение сюжетно-ролевой игры в образовательный процесс поможет детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка.
Во время сюжетно-ролевой игры у детей снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.
Таким образом, сюжетно-ролевую игру надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.