Виктория Владимировна
Сюжетно-ролевая игра с воздухом «Лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствование умения играть в лабораторию.
Задачи:
Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Помочь создать игровую обстановку с учетом игры, формировать умение ставить проблему, наблюдать, делать выводы. Учить моделировать игровой диалог.
Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда.
Развивать мышление; познавательный интерес.
Воспитывать у детей интерес к исследовательской, экспериментальной деятельности, желание перенести полученные знания в игру.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра с воздухом „Лаборатория“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ход ИГРЫ:
В группу запустить воздушный шарик, дети сразу же обратят него внимание.
В. : Что это такое?
Д. Воздушный шарик?
В. А почему он так называется?
Д. Потому что, его надули воздухом?
В: -Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
- Какой воздух?
В: чтобы подтвердить ваши предположения, я предлагаю вам сейчас поиграть в лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
Д….
В. Это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Кто знает, какие профессии есть в лаборатории»
Д. Заведующий, ведущий специалист, лаборанты.
В. Давай выберем, кто, кем будет в нашей лаборатории.
Можно я на правах старшей по возрасту, возьму на себя роль ведущего специалиста? Кем будете вы?
Д. Лаборантами.
В. Все сотрудники лаборатории соблюдают ряд правил: В первую очередь у всех сотрудников лаборатории должна быть специальная одежда (одеваю белый халат, колпак на голову, нарукавники. Предлагаю одеть спец. одежду детям.) Как вы думаете какие правила необходимо соблюдать в лаборатории?
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Содержимое не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
В. Ну, что, уважаемые лаборанты, вы готовы приступить к исследованию воздуха?
Д. Да!
В. Проходим в нашу лабораторию и приступаем к нашим исследованиям.
1 Опыт:
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?
Дети: …
Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Какой вывод вы можете сделать?
Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.
Воспитатель: Как же нам обнаружить воздух?
2 Опыт:
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)
Дети: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.
В. Посмотрим, через пакет, можно увидеть через воздух предметы?
Д. Да. Какой вывод вы можете сделать?
Воспитатель: Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный. Вот это наше открытие.
Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА.
3 Опыт: Воспитатель: Приоткроем наши пакеты, вы чувствуете, как выходит воздух? А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?
Дети: Ветер, воздух движется.
Воспитатель: Какой вывод вы можете сделать?
Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ - ОЩУЩАТЬ.
4 Опыт:
В. Как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет) Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. У вас на столах стоят баночки, возьмите, и понюхайте, чем там пахнет воздух в баночках? (в завернутые в фольгу баночки положить кофе, лимон, чеснок). Что почувствовала Эля? Что почувствовал Рома? И т. д. Какой вывод вы можете сделать?
Делаем вывод: собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
В. Уважаемые лаборанты, предлагаю немного отдохнуть и приглашаю вас поиграть в игру «Парашют». Каждый ребенок берется за край ткани, идя по кругу, плавно его поднимают и опускают, наслаждаясь ветром, который вылетает из-под парашюта.
При этом для синхронизации движений хорошо приговаривать:
-Высоко-высоко подняли,
А теперь низко-низко опустили!
А теперь снова высоко-высоко подняли,
И снова низко-низко опустили!
5 Опыт:
Воспитатель: Продолжаем наши исследования. Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Д. Почувствовали.
В: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
В. Какой вывод вы можете сделать?
Воспитатель: делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕОБХОДИМ ДЛЯ ДЫХАНИЯ.
В. Уважаемые лаборанты! Вы доказали, что человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
6 Опыт:
А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)есть такие опыты, которые нельзя проводить без присутствия взрослого. Я на правах ведущего специалиста предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
В. Предлагаю закрепить наши исследования с помощью вот этой схемы: (карточка-символ свойств воздуха) На этом наш с вами рабочий день в лаборатории воздуха окончен. Снимает свою спец. одежду, аккуратно ее складываем. Я благодарю вас за работу.