Ирина Голосовская
Сюжетно-ролевая игра «Музей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры старших дошкольников.
Задачи:
Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними;
Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
Развивать речь, обогащать словарь детей.
Методические приемы:
1. Беседа.
2. Словесная игра.
3. Подвижная игра.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Музей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
4. Логоритмические упражнения.
5. Сюжетно-ролевая игра.
Предварительная работа с детьми.
Беседа о профессиях работников музея;
Экскурсия в этнографический музей;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Музей»;
Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.
Работа с родителями.
Пополнение коллекций мини-музея;
Беседа с родителями о важности приобщения детей к музейной культуре.
Материал: атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Шофер», «Магазин», бутафория для имитации леса.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами поиграем в музей. А что нам понадобиться для игры?
Дети: Распределить роли, купить билеты в музей, выбрать экскурсоводов.
Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Музей», расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью-должностью музейного работника. Оставшаяся часть детей превращается в посетителей музея - группу туристов. Воспитатель - сопровождающий из турагентства.
Воспитатель. Я с вами согласна, но на чем же мы поедем, у нас в саду нет транспорта.
Дети предлагают построить из стульчиков или модулей.
Воспитатель. А какие виды транспорта вы знаете?
Дети называют различные виды транспорта наземного, воздушного, водного и подземного.
Воспитатель. Что же нам такое построить, чтобы мы все смогли уехать, быстро вернуться в детский сад?
Дети предлагают построить автобус и сооружают из стульев и строительного материала.
Воспитатель. Давайте выберем водителя (дети выбирают водителя). Я предлагаю взять с собой в путь Зайчика, он будет нашим талисманом. А чтобы в нашем автобусе не было больше «зайцев», давайте выберем кондуктора, ведь без билета нас водитель не повезет.
Дети садятся по местам. Кондуктор продает билеты.
Воспитатель. Чтобы нам не было скучно, я предлагаю поиграть.
Упражнение на координацию слова и движения, ритмической структуры слова «Трактора».
Тара-тара - та-ра-ра – из колхозного двора
Выезжают трактора.
(двигают ногами дробным, топающим шагом)
Будем землю пахать,
(изображают мотор)
Будем рожь засевать,
(разводят руки в стороны)
Будем хлеб молотить,
(ударяют руками, скрепленными в замок)
Малых детушек кормить.
(лепят пирожки)
Воспитатель. Дорога у нас дальняя, а мы с вами так спешили, что забыли подкрепиться. Что же делать? И автобус надо заправить.
Дети предлагают зайти в магазин. Воспитатель просит водителя остановиться у ближайшего магазина и бензозаправочной станции.
Игра «Магазин», «Бензозаправочная станция».
Воспитатель. Вот и подкрепились, пора отправляться в путь-дорогу. А чтобы мы в пути не заскучали, поиграем.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, можем
напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись
И в автобус вновь уселись.
Вдруг раздаётся телефонный звонок. К нам едет группа туристов. Сотрудник музея, смотритель, приглашает посетить музей.
Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты и проспекты - путеводители музея.
Смотритель музея встречает гостей у входа в музей, подводит к первому экскурсоводу, раздел «Куклы, изготовленные без помощи иглы».
Экскурсовод рассказывает о своей выставке экспонатов. Дети - туристы благодарят его.
Смотритель провожает группу в следующий раздел «Свадебные куклы». Экскурсовод рассказывает о куклах, представленных на выставке. Воспитатель благодарит экскурсовода за подробный рассказ и обращается к смотрителю: Скажите, а если ваш экспонат разобьется, порвётся или потускнеет, что вы делаете, выбрасываете его.
Смотритель: Нет, что вы, мы отправляем испорченный экспонат к реставратору. Сейчас я проведу вас в реставрационную мастерскую.
Дети застают реставратора за работой, он восстанавливает поблекшие краски на платье у куклы.
Рассказ реставратора: - Я не зря здесь сижу. Могу склеить разбитую куклу, сшить её. А если понадобиться, то и разрисую, ведь я еще и художник.
Дети с интересом смотрят на работу реставратора.
Реставратор: - А хотите я и вас научу делать куклу- оберег?
Дети: Хотим.
Реставратор показывает и рассказывает, как делают куклу- оберег. Дети поэтапно выполняют работу.
Далее смотритель сообщает: - Наша экскурсия еще не завершена. Предлагаю вам пройти к выставке-продаже памятных сувениров.
Посетители покупают сувениры, благодарят работников музея.
Воспитатель - представитель группы: - За вашу замечательную экскурсию мы хотим внести свой небольшой вклад в ваш музей, для создания выставки (дарят матрёшку, и, оставить благодарственную запись в книге отзывов. А нам остается возвратиться в детский сад.
Тексты для участников игры.
В нашем музее представлены разные виды народной игрушки. Раньше игрушки делали из разного материала. Что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток.
1. Экскурсовод. Кувадка была первой куклой в жизни ребёнка, участницей таинства его рождения. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребёнком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.
Кукла «День и ночь» играла роль оберега, который клали в люльку новорожденного. Оберег – это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани.
Кукла Пеленашка также относится к оберегам. Для неё обычно брали лоскуты старой, заношенной одежды. Цветной лоскуток-платок покрывал головку, а во второй цветной лоскут куклу пеленали.
Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя все напасти.
2. Экскурсовод. В следующем разделе у нас выставлены «Свадебные куклы». Эти куклы были оберегами на свадьбах. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха, после венчания, под дужкой конской упряжи подвешивали пару кукол: куклу невесты и куклу жениха, чтобы они отводили от молодых недобрые взгляды. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой цветной ткани.
Кукла Семиручка. На свадьбе или после неё мать невесты дарила своей дочери куклу Семиручку. Эта кукла должна была помочь молодой хозяйке вести хозяйство, управляться с множеством разных дел. Эту куклу делали из соломы.
3. Экскурсовод. Кукла Стригушка - эта кукла изготавливалась из последнего пучка соломы во время жатвы и устанавливалась в центре последнего стога. Стригушка выполняла роль оберега как нынешнего, так и будущего урожая. В некоторых областях Стригушка была обыкновенной игровой куклой, очень популярной среди крестьянских детей. Мать брала с собой ребёнка в поле, где его нужно было чем-то занять. Под рукой у неё всегда были трава и солома. Стригушку, в отличие от других кукол, любой ребёнок мог изготовить самостоятельно. К тому же Стригушка умела танцевать. Куклу ставили на стол и сильно стучали по нему ладонью. Стригушка начинала подпрыгивать и двигаться по столу.
4. И на Ямале игрушки ненцы мастерили своими руками. Они намного прочнее и интереснее. Мальчики играли лодочками, нартами, фигурками оленей. А девочки играли вот такими куколками. Такие куклы делаются из утиных носиков и одежду им шьют такую же, какую носят сами.