Татьяна Поклонская
Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей в подготовительной группе
Игра занимает актуальное место в жизни дошкольника, являясь одним из преобладающим видов его деятельности. Особенное значение имеет сюжетная игра, в которой ребенок повторяет знакомые ему сценарии из окружающей жизни.
Сюжетно-ролевая игра требует от ребенка хорошо развитого воображения, которое выводит его за пределы сегодняшней действительности. Именно воображение лежит в основе проявления дошкольниками игровой творческой активности.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проявление воображения и применение фантазии в игре позволяет ребенку глубже понять окружающую жизнь, дает ему бесценный жизненный опыт.
Именно в игре ненавязчиво и своевременно происходит формирование психологических основ, подстраивающих организм ребенка к следующему возрастному этапу, то есть происходит формирование индивидуальной личности. Сюжетно-ролевая игра дает обширные возможности для развития воображения дошкольника, и как показывает практика, развивает умение найти оригинальное решение какой-либо задачи.
Воображение – это данная только человеку возможность создания новых образов путем переосмысления предшествующего опыта. Воображение часто именуют фантазией. С помощью способности представить несуществующую ситуацию или предмет, у человека формируется возможность создавать новое, планировать свою деятельность и владеть ситуацией.
Воображение дошкольника в старшем возрасте по большей части является непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что произвело неизгладимое впечатление: услышанная сказка, увиденный фильм, желанная игрушка. В возрасте 5-7 лет ребенок произвольно планирует реализацию своего замысла. У детей в подготовительной группе игровые замыслы стабильны и дети часто осуществляют задуманное.
Игровая деятельность строится путем взаимодействия детей со взрослыми, где используются знакомые сюжеты игр, например: «Парикмахерский салон», «Супермаркет», «Детское кафе». Детям преподносятся необычные ситуации:
- «А вообразите, что в супермаркет привезли фантастические фрукты и овощи» или «У нас в детском кафе появились волшебное блюдо, которое…» или в сюжет игры вводится герой из любимого мультфильма, например: «Джуди Хопс расследует преступление» или «Рататуй – повар в кафе …» и т. д.
- Предложить детям изменить знакомый сюжет знакомой сказки,
например: сказка «Сказка о Рыбаке и рыбке», где детям предлагается заменить рыбку Феей с волшебной палочкой, пусть она является Рыбаку и т.. по сюжету сказки А. С. Пушкина.
Игровая деятельность является сильным побудительным стимулом для развития воображения. Вживание в роли, идеи развития сюжета помогают дополнить впечатления, преобразовать их в нечто совершенно новое. И хотя у детей преобладают игры, отражающие традиционные темы, бытовые или профессиональные, и дошкольники не всегда готовы к проявлению фантазии, все же следует отметить, что для детей подготовительной группы характерен отличный показатель развития творческого воображения.