Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей

Карпекина Алиса Павловна
Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаю рассмотреть вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью, показать, как она возникает. Ребенок развивается под воздействием воспитательной работы, у него рано появляется интерес к жизни и деятельности взрослых, стремление подражать ей.

Игра - это наиболее доступный для ребёнка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания составляет характерную особенность дошкольного возраста.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра, как показывают ведущие психологи и педагоги, влияет на развитие образного мышления и воображения дошкольников. Она вводит их в мир социальных отношений, формирует способность взаимодействовать со сверстниками. Исследователи отмечают, что специальное развивающее влияние игра оказывает в большей мере, если она становится самостоятельной формой деятельности детей.

Ролевые отношения могут быть содержанием как коллективной, так и индивидуальной (режиссерской) игры. Ребёнок учатся решать игровые задачи коллективно, сообща согласовывать свои замыслы, при этом его ставят перед необходимостью произвольно выполнять правила. В сюжетно-ролевых играх дети практически овладевают основами культуры отношений между людьми.

Совершенствование формирования игры во многом зависит от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой с учетом ролевого содержания.

§ Воспитатель совершенствует игровой опыт, приобретенный детьми ранее, поддерживает их стремление играть не только с игрушками, но и с предметами-заместителями, побуждает к обозначению действий словом.

§ Поощряет желание принимать роли людей тех профессий, с которыми они знакомились ранее.

§ Воспитатель подсказывает некоторые ролевые способы поведения – более выразительные жесты, мимику, движения.

§ Поощряет ролевые высказывания, первые содержательные диалоги.

В дошкольном возрасте наибольшее развитие достигают игры, в которых изображаются различные события жизни, разыгрываются роли. Под влиянием взрослых, под воздействием воспитания игры становятся все более сложными и многообразными.

Технология развития игры в основном заключается в следующем:

1. жизнь отражается в игре все полнее и реальнее,

2. содержание игр расширяется и углубляется,

3. мысли и чувства, выраженные в игре, становятся более осознанными, глубокими,

4. фантазия делается богаче,

5. средства изображения – разнообразнее,

6. развивается согласованность действий, обдуманность.

Изучение развития игры в дошкольном возрасте ярко обнаруживает ее основную особенность: игра затрагивает все стороны личности ребенка, в ней живо работает мысль, она богата эмоциями, требует активности деятельности, волевых усилий. В увлекательной игре, захватывающей ребенка, воспитатель имеет возможность развивать активную работу мысли и воображения. Когда же детей заставляют играть «для закрепления впечатлений», потому что этого требует план воспитателя, тогда игра может не получиться.

В детских играх отражаются впечатления от жизни, как постоянно повторяющиеся, так и необычные, отличающиеся большой силой. Чтобы возникла игра, необходима заинтересованность, тема игры должна затрагивать эмоции ребенка. Во всех детских садах наблюдаются игры в «семью», «детский сад», и всегда в этих играх изображаются не только события жизни, но и отношение ребенка к ним, его чувства, переживания. Дети обычно выбирают роли, привлекательные для них, они хотят изображать людей, к которым чувствуют любовь и уважение. Воспитатель, руководя игрой, заботиться о том, чтобы каждый ребенок находил себе активную, интересную роль, умел исполнять и главные, и второстепенные роли.

Под влиянием воспитания содержание игры в дошкольном возрасте делается более богатым и разнообразным, меняется также характер игрового подражания, он становится все более сознательным, творческим. В младшем дошкольном возрасте дети подражают отдельным действиям окружающих людей, передают некоторые наиболее понятные им проявления чувства (мама любит дочку и заботиться о ней).

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания. Сюжет игры становится более жизненным, развивается способность обдумывать свои действия, договариваться о них.

Дети много узнают не только в детском саду, но и за его пределами: в семье, на улице. Богатым источником информации может служить общение и совместные дела со взрослыми членами семьи, с братьями, сестрами. В этом возрасте дети довольно любознательны, наблюдательны, их интересуют многие события, все, о чем узнают, они стремятся перенести в игру.

Особое влияние на игру оказывают знания, получаемые на занятиях. И очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, то есть непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь и другое. Когда знакомят с трудом почтальона, подчеркивают: он заботливый, и в дождь, и в холод приносит людям свежие газеты, письма, открытки.

Воспитатель выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей, старается вызвать желание помочь ему. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивает: «Как вы думаете, чем мы можем помочь прачке? Как облегчить ей труд?» Подводит детей к выводу : если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, их легче стирать. Дети начинают осознавать, что могут помочь взрослым и принять посильное участие в труде.

Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, но еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врача, командир – без солдата и так далее.

Не только на занятиях, но и в повседневной жизни педагог обращает внимание детей на то, как взрослые вступают во взаимодействие друг с другом. Предлагает вспомнить, как разговаривают с продавцом их родители в магазине, обращаются к пассажирам в транспорте. Может даже показать, как следует обращаться к людям с просьбой, предложением.

Для активизации детей в процессе наблюдений за окружающим необходимо предусмотреть разные ситуации, предполагающие или совместный труд детей со взрослыми, или эпизодическое включение их в деятельность. Так, после чтения стихотворения Ю. Тувима «Овощи» можно провести экскурсию в овощной магазин и предложить детям купить те овощи, о которых они узнали из стихотворений (морковь, свеклу, картофель и др.). А потом попросить повара сварить эти овощи и приготовить винегрет.

После экскурсии в прачечную детей тоже можно включить в активную деятельность, к примеру, в вечернее время организовать стирку кукольного белья, посоветовать родителям, чтобы дома они разрешили ребенку выстирать мелкие вещи – носовой платок, носки, ленту. Дети понимают: чтобы выстирать белье, надо очень постараться. Положительный результат вызывает у них желание повторить стирку, но в реальной жизни это не всегда можно осуществить. Поэтому ребята с удовольствием постирают белье куклам понарошку.

Надо так организовать повседневную жизнь дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Воспитатель создает специальные ситуации, например может попросить ребенка сходить в медкабинет и выяснить что-то у медсестры или с поручением пойти в соседнюю группу и прочее. Такие ситуации помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения, совершенствуется ориентировка в помещении детского сада. Самое главное, что дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Они знакомят детей с богатством человеческих чувств, помогают глубже познать эмоциональный мир человека.

Такие произведения, как «Усатый полосатый» С. Маршака, «Про зайчат» Е,Чарушина, «Бишка» К. Ушинского и другие, расширяют знания о животных, их повадках, воспитывают доброе отношение к ним. А если дети к тому же будут выполнять посильные индивидуальные и совместные поручения по уходу за животными, то игра еще более обогащается.

Произведения «Красный командир» Б. Житкова, «Пограничники» С. Маршака, «Дозор» З. Александровой дают богатый материал для игр на военную тематику, направляют их в нужное русло.

Хорошим дополнением к наблюдениям, беседам, чтению художественной литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях, делают сильнее образы, создаваемые дошкольниками в игре.

Систематически занимаясь с детьми, воспитатель формирует у них интерес к различным событиям окружающей жизни, при этом ярко проявляются элементы творческого воображения. Желание расширить свои знания побуждает к самостоятельным наблюдениям, поиску новой информации в процессе содержательного общения со старшими и сверстниками.

Для развития ребенка важно не только свободное для игры время, но, чтобы педагог обеспечил развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включаться в сюжет игры, придумывать новые сюжетные линии. Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.

Список литературы:

Л. Опаснова. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детского замысла в рисунках // Дошкольное воспитание №1, 1989г.

Т. Неменова. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр //Дошкольное воспитание №1, 1989г.

Л. П. Бочкарева. Воздействие книг и картин на игровые образы //Воспитание детей в игре, 1983г.

Н. Я. Михайленко. Как играть с ребенком 3-5 лет // Дошкольное воспитание №7, 1985г.

Н,Михайленко. Формирование сюжетной игры у детей 6-го года жизни // Дошкольное воспитание №8,1989г.

Н. Туркулец. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание №8, 1989г.

Д. Менджерицкая. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью //Дошкольное воспитание №6, 2008г.

А. Либерман, О. Репина. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе // Дошкольное воспитание №6, 2008г.

Л. Лидак. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание №7, 1990г.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно ролевая игра «Больница» в младшей группе для детей 3-х летСюжетно ролевая игра «Больница» в младшей группе для детей 3-х лет Каждый из нас знает, что дети очень любят играть. Наши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Игра очень важный компонент в жизни.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Мы — геологи» для детей подготовительной группыСюжетно-ролевая игра «Мы — геологи» для детей подготовительной группы Сюжетно-ролевая игра «Мы Геологи» Для детей подготовительной группы Ролевые действия Руководитель экспедиции: объясняет задание – провести.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей
Опубликовано: 11 января 2023 в 13:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения социального опыта детей» (включая файлы) размещена пользователем Карпекина Алиса Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД