Анна Абильмажинова
Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Согласно возрастной периодизации Л. С. Выготского, дошкольный возраст, включает в себя возрастной период от 3 до 7 лет. С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.
Один из плюсов этого возраста заключается в том, что ребенок готов радовать родителей до бесконечности, предлагая любую посильную для него 1 помощь. Он осторожно старается определить границы собственного личного пространства и понять, где начинается чужое.
Основным видам деятельности детей дошкольного возраста является игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Игра - это коллективная деятельность, в которой детьми осваивается социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков. В игре формируется умение управлять собой, через освоение правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игра становится средством целенаправленного воспитания детей взрослыми. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.
В дошкольной педагогике выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;
-игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; -
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Особое место в жизни дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В процессе сюжетно-ролевой игры у ребенка формируются дружеские, социально-приемлемые способы, формы и средства построения взаимоотношений с окружающими. Ребенок играет не ради результата, а ради самого процесса. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Сюжет игры - это та сфера 2 действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.
В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.
Исходя из этого образца, 3 ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Формирование у дошкольников умения действовать в коллективе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками во всех видах деятельности является одной из ключевых задач в работе воспитателя.
Конструктивные взаимоотношения – это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Зарождение и становление межличностных отношений в дошкольном возрасте, начинается уже в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, несмотря на то, что вначале дети избегают непосредственных контактов с другими детьми. Этот контакт осуществляется через педагога, который постепенно приучает детей помогать товарищам, учит вступать их в непосредственные контакты друг с другом, впоследствии дети начинают все больше осознавать себя частью целой группы, появляется гордость за свою группу, стремление украсить ее как можно лучше. Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать.
В процессе игры можно решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверены в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты. 4 В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу. В сюжетно-ролевой игре наиболее ярко прослеживаются реальные взаимоотношения детей. В ходе игры формируются организаторские умения детей наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц.
Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.
Таким образом, формирование взаимоотношений представляет собой систему сформированных установок, ориентаций, а также ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных организацией и содержанием совместной деятельности ценностями, на которых основывается общение людей. Наиболее действенным методом формирования взаимоотношения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, и чем она сложнее, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными.