Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками

Анна Абильмажинова
Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками» размещена в разделах

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Согласно возрастной периодизации Л. С. Выготского, дошкольный возраст, включает в себя возрастной период от 3 до 7 лет. С наступлением дошкольного возраста дети все чаще познают мир за пределами своей семьи. Общение с окружающими людьми усложняется. Расширяются виды деятельности, для овладения которыми требуется все больше навыков.

Один из плюсов этого возраста заключается в том, что ребенок готов радовать родителей до бесконечности, предлагая любую посильную для него 1 помощь. Он осторожно старается определить границы собственного личного пространства и понять, где начинается чужое.

Основным видам деятельности детей дошкольного возраста является игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Игра - это коллективная деятельность, в которой детьми осваивается социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков. В игре формируется умение управлять собой, через освоение правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игра становится средством целенаправленного воспитания детей взрослыми. Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.

В дошкольной педагогике выделяются три класса игр: - игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;

-игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью; -

игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Особое место в жизни дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В процессе сюжетно-ролевой игры у ребенка формируются дружеские, социально-приемлемые способы, формы и средства построения взаимоотношений с окружающими. Ребенок играет не ради результата, а ради самого процесса. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера 2 действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад, производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д., общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т. д.). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий.

В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать.

Исходя из этого образца, 3 ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Формирование у дошкольников умения действовать в коллективе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками во всех видах деятельности является одной из ключевых задач в работе воспитателя.

Конструктивные взаимоотношения – это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Зарождение и становление межличностных отношений в дошкольном возрасте, начинается уже в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении, несмотря на то, что вначале дети избегают непосредственных контактов с другими детьми. Этот контакт осуществляется через педагога, который постепенно приучает детей помогать товарищам, учит вступать их в непосредственные контакты друг с другом, впоследствии дети начинают все больше осознавать себя частью целой группы, появляется гордость за свою группу, стремление украсить ее как можно лучше. Эти первые ростки коллективизма необходимо укреплять и развивать.

В процессе игры можно решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверены в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи - признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты. 4 В процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу. В сюжетно-ролевой игре наиболее ярко прослеживаются реальные взаимоотношения детей. В ходе игры формируются организаторские умения детей наиболее эффективно, кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц.

Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой группе детей свой организатор.

Таким образом, формирование взаимоотношений представляет собой систему сформированных установок, ориентаций, а также ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных организацией и содержанием совместной деятельности ценностями, на которых основывается общение людей. Наиболее действенным методом формирования взаимоотношения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, и чем она сложнее, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: Ознакомление детей с профессией врача. Задачи: 1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 летСюжетно-ролевая игра «Почта» от 3–5 лет Сюжетно-ролевая игра "Почта"Цель: 1. Познакомить детей с работой почты (почтового отделения). 2. Расширять представления детей о труде работников.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками
Опубликовано: 17 октября 2020 в 18:00
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как метод развития у дошкольников, конструктивных взаимоотношений со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Анна Абильмажинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД