Попаденко Светлана Ивановна
Свободная деятельность детей первой младшей группы
Реализация образовательных целей, стоящих перед педагогическими коллективами детских садов, возможна при методически продуманной комбинации двух типов деятельности детей : совместной (с воспитателем, сверстниками) и самостоятельной. Самостоятельная деятельность воспитанников требует от педагога особо пристального внимания, ведь он оказывается в роли наблюдателя, а не товарища по играм, что предполагает ещё большую концентрацию на вопросе методической целесообразности каждого шага. Тем более, если речь идёт о совсем маленьких детях первой младшей группы — с 1,5 до 3 лет.
Публикация «Свободная деятельность детей первой младшей группы» размещена в разделах
Самостоятельная деятельность – это занятия, которые приучают дете й
к выполнению задач обучающего, развивающего или воспитательного характера без помощи взрослых. При этом педагог непосредственно в ней не участвует, а лишь направляет ребёнка.
Самостоятельная деятельность может быть четырёх видов.
1. Игровая — наиболее востребованная, учитывая психолого-педагогические особенности младшего возраста. Сюда входят такие навыки, как способность находить подходящие детали для простейших пазлов, чередовать цвета при работе с мозаикой, находить правильное применение игрушкам (машинки ездят, юла крутится) и т. д.
Двигательная — занятия, связанные с физическими нагрузками. Малыши учатся бегать, огибая препятствия, ловить и отбивать мяч, направляя его в руки партнёру (если игра парная) и пр. Продуктивная подразумевает помощь в решении посильных бытовых задач, в том числе развитии культуры гигиенических навыков Познавательно-исследовательская деятельность направлена на знакомство с новой информацией и её поиск, например, перелистывание книг в библиотеке группы с целью найти нужную картинку, прослушивание аудиозаписей сказок и пр.
В основе самостоятельной работы малыша лежит внутренняя мотивация. Она может выражаться:
в желании помочь кому-то;
в личной заинтересованности;
в стремлении получить похвалу и т. д. Под самостоятельной деятельностью детей в детском саду понимают такие занятия, которые приучают малышей к выполнению поставленных взрослым задач развивающего или воспитательного характера, без посторонней помощи. Чтобы привлечь ребят к любой деятельности, педагогу необходимо придумать яркий и привлекательный приём. Для дошколят самыми продуктивными оказываются, конечно, игровые методы, причём в сочетании с наглядностью. Особенно эти приёмы важны при самостоятельной деятельности, связанной с КГН (культурой гигиенических навыков).Педагогу важно сделать все возможное для того, чтобы его воспитанники могли, подключив фантазию и набор умений, занять себя в детском саду в свободное время. Для этого необходимо достигнуть определенной степени самостоятельной деятельности детей 1 младшей группы во время проведения образовательных занятий. Решить поставленную задачу можно при использовании метода прямого показа. Так, интересной и максимально продуктивной станет деятельность, которая направлена на получение конкретного результата.