Мария Лескина
Формирование связной речи в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование связной речи в онтоген езе.
В понятийно-терминологическом словаре термин «онтогенез» определяется как «совокупность последовательных физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни» [5]. Мы рассмотрим особенности формирования связной речи в период дошкольного детства, от 1 года до 7 лет.
Публикация «Формирование связной речи в онтогенезе» размещена в разделах
Л. А. Введенская под связной речью подразумевает «такую форму речевой деятельности, которая характеризуется последовательностью и систематичностью развернутого изложения и которая может быть расчленена на законченные самостоятельные части» [3, с. 121]. На значимость овладения связной речью в период дошкольного детства указывал Ф. А. Сохин, отмечая, что «именно связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком – всех его сторон: звуковой, лексической, грамматической и синтаксической» [6, с. 79]. Этот ученый уверен в том, что «по тому, как ребенок строит свои высказывания можно судить об уровне его речевого, умственного и психологического развития» [6, с. 79].
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Выполняя свою основную – коммуникативную функцию, связная речь осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе [3].
В. И. Селиверстов дает следующие определения этим формам. Диалог – одна из форм связной речи, которая состоит из отдельных реплик, которыми обмениваются собеседники. При этом каждая реплика в форме высказывания адресуется собеседнику, эти реплики связаны между собой единой темой разговора, тема в ходе диалога может меняться по усмотрению говорящих. Реплики (высказывания) в диалогической речи отличаются краткостью и относительной простотой их синтаксического построения, вплоть до односложных ответов «да» и «нет» [5]. Монолог – это форма связной речи, которая представляет собой развернутое высказывание одного лица, не рассчитанное на ответную словесную реакцию собеседника [5].
Изучая формирование связной речи в онтогенезе, Г. Р. Шашкина [10] пришла к выводу о том, что у детей, развивающихся в норме, этот процесс происходит постепенно и, что особенно важно, – вместе с развитием мышления, общения и разных видов деятельности – игровой, познавательной, исследовательской и т. д. У ребенка 1-го года жизни закладываются предпосылки связной речи, это происходит только при непосредственном общении со взрослым и в совместной с ним деятельности. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые ребенок начинается связывать в словосочетания и короткие предложения [10].
Н. В. Макарова [4] указывает, что ребенок 3 лет уже активно общается с окружающими, он строит фразы из 3-4 и более слов, может изменять форму слов (например, «дай – дает – не дам», начинает понимать простые вопросы и отвечает на них, сам задает вопросы типа «что это?», «зачем?», «куда?». В речи ребенка к концу третьего года жизни появляются сложные предложения: сначала сложносочиненные, немного позже – сложноподчиненные [4, с. 41]. После 3 лет, по наблюдениям Т.. Филичевой и Г. В. Чиркиной [9], дети с нормальным речевым развитием уже могут свободно общаться между собой и со взрослыми при помощи грамматически правильно построенных простых предложений и многих видов сложных предложений с использованием союзов и союзных слов.
Овладение диалогической и монологической связной речью
Д. Б. Эльконин [11] связывает с переходом от ситуативной речи к контекстной, который происходит к 4-5 годам. В этот возрастной период ребенок уже пытается строить связные высказывания разных типов речи (описание, повествование, частично – рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него [11]. В исследованиях Л. И. Беляковой [2] отмечено, что к 5 годам у ребенка формируется контекстная речь, характеризующаяся тем, что ребенок становится способным на самостоятельные высказывания без прямой связи с конкретной ситуаций общения.
По мнению М. М. Алексеевой [1], у ребенка 5 лет формирование диалогической и монологической форм связной речи происходит одновременно. Это проявляется в том, что ребенок активно общается с окружающими, он может инициировать диалог, поддерживать его непродолжительное время, заканчивать его; может участвовать в коллективной беседе, отвечая на вопросы взрослого и сам задавая их, если ему что-то непонятно или что-то нужно узнать, уточнить. Ребенок уже умеет пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно строить связный рассказ по картинкам.
Как утверждает М. М. Алексеева [1], формирование связной речи – это долгий и сложный путь, который тесно связан, прежде всего, с развитием мышления ребенка и другими познавательными процессами – восприятием, памятью, вниманием. К моменту начала школьного обучения связная речь ребенка, не имеющего речевых нарушений патологического характера, развита достаточно хорошо: ребенок имеет достаточный словарный запас, владеет навыками словообразования и словоизменения, умеет строить предложения, простые и сложные, умеет связывать предложения в текст. Ребенок 6-7 лет может полно и кратко пересказать знакомую сказку, короткий рассказ, стихотворение, может составить рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказать об увиденном или услышанном, прокомментировать то, что он видел или слышал, может описать предмет или явление. Ребенок может спорить, рассуждать, высказывать собственное мнение, убеждать товарищей, аргументировать свое мнение, приводить примеры для подтверждения своих высказываний и т. д.
Изучая связную речь детей 6-7 лет, Г. В. Чиркина пришла к выводу, что их высказывания достаточно развернутые, пространные, логичные [8].
Т. Б. Филичева высказывает аналогичную мысль о том, что дети данного возраста подробно и последовательно рассказывают об увиденном или услышанном, они умеют устанавливать простейшие причинно-следственные связи и на этой основе в своих высказываниях объяснять причину и следствие. В их рассказах «присутствуют элементы вымысла и фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было. Ребенок может придумать рассказ или сказку, поясняя при этом, где он описывает реальные события, а где эти события вымышленные. Дети этого возраста по образцу вполне способны составить связный и логичный текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение. Однако этим умениям их обучает взрослый» [8].
По наблюдениям Т. А. Ткаченко, старшие дошкольники в своих связных текстах достаточно свободно пользуются сложными (сложносочиненными и сложноподчиненными) предложениями, однако используют однотипные союзы (а,и) и союзные слова (потому что, поэтому). При ответах на вопросы взрослого их высказывания включают в себя все большее и большее количество предложений, так что их ответы начинают походить на короткие рассказы. Ребенок в этом возрасте «самостоятельно, без дополнительных вопросов взрослого, может пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении умениями связной речи – диалогической и монологической» [7].
Таким образом, на протяжении дошкольного детства ребенок овладевает коммуникативной функцией речи, умениями диалогической и монологической связной речи. Развитие всех сторон речи приводит к тому, что у ребенка формируются навыки построения связных развернутых высказываний. Формирование связной речи проходит постепенно вместе с развитием мышления, общения и деятельности.
Список литературы
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2015. – 297 с.
2. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л. И. Белякова. – Воронеж : МОДЭК, 2001. – 256 с.
3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2015. – 468 с.
4. Макарова, Н. В. Речь ребёнка от рождения до 5 лет [Текст] /
Н. В. Макарова. – СПб. : КАРО, 2014. – 48 с.
5. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Электронный ресурс] / В. И. Селиверстов / Доступ с сайта Педагогическая библиотека. – URL : https://pedlib.ru/Books/3/0439/3-0439-1.shtml (дата обращения 18.12.2017).
6. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. – М. : Просвещение, 1979. – 224 с.
7. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2015 – 134 с.
8. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 213 с.
9. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 252 с.
10. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина,
Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2012. – 32 с.
11. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Детство-пресс, 2015. – 417 с.