Татьянина Наталья
Сущность и задачи внеурочной работы. Понятие «внеурочная деятельность»
▼ Скачать
Внеурочная деятельность — совместная деятельность учителя и учеников на базе школы во внеурочное время, обеспечивающая развитие индивидуальных способностей и интересов детей с целью их воспитания и социализации. В трактовке термина "внеурочная деятельность" делается акцент на ее деятельностной сущности, практической направленности, самостоятельности учеников, условия для которой создает педагог.
Публикация «Сущность и задачи внеурочной работы, Понятие „внеурочная деятельность“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Внеурочную деятельность следует отличать от дополнительных занятий (в настоящее время используется термин "дополнительное образование", которые решают образовательные задачи — ликвидацию пробелов в знаниях отдельных неуспевающих учеников, углубление знаний одаренных детей. Внеурочная деятельность шире, они предполагает возможность вовлечения всех учащихся.
Значение внеурочной деятельности школьников обусловлено ее потенциалом для реализации идеи целостного, гармоничного развития личности, которое предполагает единство обучения и воспитания (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, А. В. Текучев, Ю. К. Бабанский и другие). Актуальность данной работы отражена в нормативных документах: Приказе Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373", а также Примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования. Во ФГОС НОО определены конкретные направления внеурочной деятельности : спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Термин "внеурочная деятельность" впервые появился в "Российской педагогической энциклопедии" 2003 г., вошел в широкое употребление с принятием нового ФГОС НОО в 2010 г. ; ранее использовался термин "внеклассная работа".
Цель внеурочной деятельности в области филологии — развитие индивидуальных способностей и интересов школьника, его социализация и воспитание средствами русского языка и литературы. В трудах методистов на первый план выдвигается познавательный аспект внеурочной деятельности, кроме того, очерчен широкий круг решаемых вопросов: становление самостоятельности и творческой инициативы учащихся, развитие потребности самообразования, становление исследовательской компетенции и одаренности детей (М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, М. Р. Львов, Б. П. Панов, А. В. Текучев, Н. Н. Ушаков и другие).
Задачи внеурочной деятельности в области филологии :
• • развитие интереса к учебным предметам "Русский язык" и "Литературное чтение";
• • воспитание любви к русскому языку и литературе;
• • повышение уровня языкового развития, речевой культуры;
• • укрепление творческих способностей детей;
• • формирование умения учиться в ходе самостоятельной деятельности в области филологии;
• • выявление одаренных детей.
Со спецификой целей и задач внеурочной деятельности тесно связаны ее частнометодические принципы. Принцип добровольности заключается в свободном выборе учащимися направления внеурочной деятельности. Педагог не может вовлекать детей на основании их успеваемости или способностей; главным поводом для участия в ребенка том или ином виде внеурочной деятельности является его желание. Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся. Реализацию этого принципа обеспечивает использование таких методов, форм, приемов работы (например, посильность задач, создание ситуации успеха и др., которые дают в отношении каждого ребенка оптимальный результат. Принцип занимательности предполагает отбор таких дидактических материалов, методов, приемов и форм работы, которые позволяют стимулировать интерес детей к изучению филологии. Принцип активности и самостоятельности предполагает обеспечение активной деятельности школьников, которая задействует все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь). Во внеурочной деятельности широко используется самостоятельная работа младших школьников при соответствующей подготовке к ней под руководством учителя. Принцип взаимосвязи внеурочных занятий с урочными обращает внимание педагога на следующее кажущееся противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность и содержательно, и формально должна отличаться от уроков. С другой — она ведется в тех же направлениях, что и урочная: формирование универсальных учебных действий и предметных знаний и умений. Содержание внеурочных мероприятий не дублирует, но дополняет, углубляет материал, изученный на уроке. Принцип сотрудничества состоит в создании условий для совместной деятельности взрослых и детей (учитель — ученик, учитель — родитель, родитель — ученик, а также самих детей друг с другом (ученик — ученик) на основе уважения, диалогического общения; при этом ученик выступает как субъект обучения. Внеурочная деятельность менее регламентирована, поэтому обладает возможностями для вовлечения родителей в качестве помощников. Принцип межкультурного взаимодействия, обязывает педагога учитывать национально-культурные особенности учащихся. Данный принцип делает обязательными установку на уважение многообразия культур, выявление общечеловеческих культурных ценностей, в том числе в ходе сравнения различных языковых явлений.