Надежда Евгеньевна Крючкова
Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речевого развития -одна из наиболее часто встречаемых проблем,волнующих как родителей,так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Все мы знаем, что развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. В нашем детском саду уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Поэтому при планировании своей работы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Опыт работы, практика
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон речи. Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра – это универсальный способ воспитания и обучения малыша. Она приносит в жизнь ребенка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, выражает свои мысли и чувства.
Существует большое разнообразие видов игр для развития речи. Я хочу рассказать о влиянии сенсомоторных игр на развитие речи детей раннего возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Доказано, что речь ребенка и опыт взаимосвязаны. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движения пальцев отстают, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день значительно возрос интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. В своей работе я использую метод Су- Джок терапии.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с одной нетрадиционной технологиейСу Джок терапией.
Что такое Су Джок?
В переводе с корейского языка «Су» - кисть, «Джок» - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Су Джок -это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и положительно сказывается на самочувствии.
Технология интересна тем, что подобные упражнения можно проводить не только специально обученным людям, но и педагогам в детском саду и дома самими родителями.
(Демонстрирую массажёр Су – Джок)
Если покатать его между ладонями – тут же ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Внутри таких шариков находится два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Колечко нельзя растягивать иначе оно потеряет массажные свойства, так же нельзя оставлять на пальце без движения, оно сдавливает.
Техника массажа проста: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части до появления ощущения тепла в массируемой области. Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий, безболезненна и приятна.
Эту работу можно проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, аппликацией в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить пальчики к работе.
А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, при выполнении данных упражнений используются небольшие стишки, потешки, считалки, песенки. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивает детей на игру.
На занятиях используем различные формы работы с использованием су-джок :
1. Катать шарик круговыми движениями ладоней.
2. Прямыми движениями ладоней.
3. Прокатывать кольцо по каждому пальцу.
4. Сжимать шарик в кулачке.
А сейчас хочу вспомнить всем знакомые пальчиковые гимнастики при помощи шариков Су – Джок.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю.
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой.
Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком.)
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш.
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём.
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.)
«Колкие иголки»
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Нас уколет можжевельник.
(Дети катают мяч между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивая темп и приговаривает)
«Веселый мячик»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
2. А сейчас попробуем сделать массаж пальцев эластичным кольцом.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком - пружинкой сначала на правой руке, затем на левой, надевая на каждый пальчик руки).
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
(Массажировать и закреплять название пальцев.)
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
(Надевать и прокатывать кольцо на одноименные пальцы обеих рук.)
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
(массаж пальцев кольцом, начиная с мизинца)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,Где ты был? (надеваем кольцо Су- Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .
А вот игра на совершенствование навыков употребления предлогов, которая называется «Ловко с шариком играем и предлоги называем»
Клади шарики соответственно туда, куда я скажу: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Но есть и другое применение массажным шарикам. Их используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, при обучении счету и т. д.
Можно использовать следующие игры:
«Разложи шарики по цвету»,
«Найди все синие» (красные, желтые, зеленые).
«Сделай разноцветные шарики» (сине-красный, зелено-желтый).
Это лишь некоторые примеры использования Су-джок терапии.
Су–джок терапия очень простой и безопасный метод, неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Я очень советую воспитателям использовать этот метод в детских садах. Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Заключение.
Исходя из наблюдений можно сделать вывод, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук, при помощи Су-Джок терапии – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение, способствуют развитию речевой функции ребенка. Использование массажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Спасибо всем за внимание!
Используемая литература :
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе : Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
8. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
10. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. –