Елена Барабанщикова
Су–Джок терапия, как разновидность здоровьезберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проводя многочисленные исследования, ученые утверждают, что первые семь лет жизни ребенка самые главные, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. Именно совершенствуется иммунная защита, развиваются такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Одна из главных задач детского сада - это сохранение и укрепление здоровья детей. Согласно Закону «Об Образовании» в РФ №273-ФЗ (статья 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников») «Образовательное Учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». [1] Поэтому внедрение определенных инноваций и принципиально новых подходов к решению этих задач просто необходимы. В дошкольных учреждениях в соответствии с возрастом детей уделяют огромное внимание применению здоровьесберегающих технологий. Среди них особый интерес вызывает нетрадиционная Су-Джок терапия для детей.
Публикация «Су–Джок терапия, как разновидность здоровьезберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Эта простая и очень эффективная методика. У каждого человека на кистях рук и стопах находятся биоактивные точки. При воздействии на эти точки с помощью шариков Су-Джок, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Благодаря упражнениям с использованием массажоров Су-Джок, происходит общее укрепление организма, развивается тактильная чувствительность, тренируется мелкая моторика пальцев рук, а так -же обогащаются знания воспитанника о собственном теле. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми; гимнастиками: для глаз, для дыхания, для пробуждения; динамическими паузами; мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. С их помощью можно организовать занятия намного интереснее и разнообразнее, создать благоприятный психофизиологический комфорт детям.
В своей работе с детьми, применяя Су-Джок терапию наряду с традиционными технологиями физкультурно – оздоровительной работы, решаются следующие задачи:
1. Укрепить здоровье ребенка. Раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, который дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
2. Уравновесить психоэмоциональное состояние воспитанников. Массаж Су- Джок создает энергетический баланс в теле человека, приводит в норму процессы возбуждения и торможения, при этом помогает избавиться от гиперактивности и тренирует усидчивость детей.
3. Повысить иммунитет организма ребенка.
4. Стимулировать на развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
5. Развивать мелкую моторику, подготовить руку будущего школьника к письму.
Работа с воспитанниками проходит в несколько этапов. На первом - дети знакомятся с массажором и его применением. Используем разные формы работы : круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание его меду ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Массаж пальчиков пружинным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Обследуя новый предмет, воспитанники получают новые тактильные впечатления и заряд положительных эмоций.
На следующем этапе мы закрепляем знания в играх и упражнениях. Проговаривание любой пальчиковой гимнастики сопровождается разными действиями с шариком. Во время массирования пальчиков колечками ребята закрепляют их названия; развивается пространственная ориентировка относительно себя (лево, право); повышается тонус мышц, улучшается кровоснабжение. Проводить упражнения необходимо до легкого покраснения и появления ощущения тепла. Эти упражнения проводим в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, которые связаны с рисованием, лепкой, письмом, в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях, смены рода занятий для уравновешивания психоэмоционального состояния. Упражнения проводим как фронтально, так и по подгруппам. Большой эффект дает массажор во время гимнастики пробуждения. Прокатывая шарик по шее, лицу, предплечьям, процесс пробуждения становится для ребят более приятным и разнообразным. Дети с большим удовольствием катают шарики ножками по полу, зажимают его пальчиками. Такие упражнения дают хороший эффект для профилактики плоскостопия и повышают общий тонус организма.
Использование массажора во время игр, помогает активизировать работу мозга, что, в свою очередь, развивает память, мышление. Приведем примеры нескольких игр:
•«Самый внимательный» : ребенку предлагаются разные задания, которые он должен выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец, покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
•«Шестое чувство» : игра проводится с закрытыми глазами. Необходимо правильно назвать пальчик, на который надето колечко.
Применяя Су-Джок в упражнениях, стимулируются речевые области в коре головного мозга. Поэтому задействуем массажор в речевых и лексических играх с воспитанниками: «Один – много», «Шар лови, пять овощей (животных, деревьев, цветов и т. д.) назови», «Назови ласково»(нужно перекатить шарик ребенку и попросить ответить по заданию, отправив его обратно). Для развития фонематического слуха детям предлагаем игры: «Подними шар над макушкой, если звук услышат ушки»; «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»; «Повтори» (нужно простучать шариком так, как простучит воспитатель); «Спрячь шарик в ладошке, когда услышишь….». С детьми постарше играем в игры: «Красный шар кати, гласный звук мне назови», «Покажи шарик, если звук …. Услышишь в слове». Правильно научиться употреблять предлоги помогает игра «Следопыт» : на столе стоит коробка, ребенок вначале выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы:
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;
- Куда я положила зеленый шарик? (в коробку)
- Откуда я достала красный шарик? (из коробки) и т. д.
В процессе таких игр работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы. Благодаря этому, знания, которые воспитанник получает, надолго остаются в его памяти
С помощью тренажера Су-Джок можно снять общую утомляемость организма ребенка. Предлагаем несколько игровых упражнений с массажными шариками.
«Лужок»
Посмотрите на ладошку –
Как зелененький лужок!
Побежим по ней мы быстро
Прибежим в страну Су -Джок.
(Дети водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам).
«Голова»
Голова, глаза, два века
Нос и губы, уши вот!
Покатай ты сверху, снизу,
Чтоб помог наш друг Су -Джок.
(Дети водят по большому пальчику вверх и вниз).
«Ручки»
Руками мы захлопали
И пустились в пляс.
Раз прокатим, два прокатим,
Погляди - ка ты на нас!
(Дети водят шариком по указательному и мизинцу).
«Ножки»
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Раз, два, три,
Шарик покати!
(Дети водят массажным шариком по среднему и безымянному пальчикам).
«Отдохнем»
Детям надо полежать,
Детям хочется поспать
Ладошки наши отдохнут
Из страны Су -Джок уйдут.
(Дети водят шариком по всей ладошке).
Универсальность применения шарика заключается в том, что можно стимулировать работу любого органа тела и это не приносит ни какого вреда здоровью.
На заключительном этапе работы ребята самостоятельно используют массажор в соответствии с потребностями и желаниями.
Простота и универсальность данной методики заключается в её общедоступности. Шарики Су-Джок могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. После ознакомления с правилами проведения упражнений, родители отметили рост произвольного внимания, усидчивости, улучшение речи, снижение количества простудных заболеваний у детей.
В результате этой работы :
У детей:
• увеличился словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной;
• мимика стала более развита, сконцентрировалось внимание;
• снизились проявления гиперактивности в поведении.
Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию Су-Джок терапии в работе с детьми. Получив необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе развития детей.
Эти примеры - малая часть Су-Джок терапии. Применение нетрадиционных методов и приемов в работе по оздоровлению детей в детском саду способствует более интересному и разнообразному проведению совместной и образовательной деятельности.
Литература :
1.https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
3. Образовательные порталы в сети интернет: www.maam.ru , ttps ://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe