Оксана Карповская
Структура, формы и методы методической работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассмотрены формы, методы и структура ведения методической работы в детском дошкольном учреждении. Обоснована важность этих процессов для воспитательной работы педагога, работающего с дошкольниками. Отметим, что формы и методы, применяемые в воспитательной работе с детьми, не только являются способами закладывания у ребенка основ этикета, нравственности, морали, здорового образа жизни, а также значительно повышают его культуру поведения, тактичность. Статья дает краткую характеристику методов, форм и структуры методических процессов воспитания в дошкольном образовательном учреждении и в кругу семьи, так эти процессы тесно взаимосвязаны.
Публикация «Структура, формы и методы методической работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольники, дошкольное учреждение, методическая работа, развитие навыков, групповая работа, индивидуальная работа, квалификация педагога.
Современный процесс развития дошкольного образования идет в режиме инновационного поиска, с применением цифровых методов обработки информации и поиска новых решений, вызывавшего изменения всех направлений деятельности специалистов-воспитателей [3]. Сегодня особое значение имеет усиленный непрерывный процесс подготовки и профессионального самосовершенствования работника детского учреждения. В условиях его постоянно и активной адаптации к современным моделям деятельности, уровень подготовки в решении поставленных профессиональных целей и задач, а также повышения качества результатов образовательного процесса в целом, значительно повышается.
Значит, если основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, в которых дети имеют возможность полноценно развиваться, то итогом станет полноценно прожитый дошкольный период, а мягкий переход на новую ступень, при этом уже замотивированными к получению образования в школе.
Практика методической работы представляют собой регламентированные способы занятий с детьми для достижения образовательно-воспитательных целей в МДОУ.
Форма методической работы – это, как правило, внутренняя конструкция циклов методических процессов, отражающая систему составляющих его устойчивых связей.
Формы методической работы имеют два вида : групповые и индивидуальные.
Групповые формы методической работы представляют собой различные методические встречи, научно-практические конференции, педагогические советы, курсы повышения квалификации.
К индивидуальным относятся личные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование [1].
Воспитатель должен учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.
Чтобы правильно построить работу коллектива, необходимо руководствоваться: материальными, морально-психологическими условиями, созданными в коллективе, количественным и качественным сотрудничеством с коллегами, эффективностью применения форм и методов работы, учетом особенностей и процессов воспитания и образования, реальными способностями и возможностями детей, применять передовые и научные технологии.
На сегодняшний день наиболее эффективными формами организации методической работы остаются : педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, открытые просмотры, конференции с использованием компьютерных технологий, медико-педагогические совещания, консультации, творческие выставки и мероприятия.
Для поддержания квалификационного тонуса воспитателя постоянно применяются два вида его повышения внешний и внутренний.
Внешнее повышение квалификации происходит путем посещения курсов повышения квалификации, обучение в учебных заведениях дополнительного образования, написание научных работ, представление проектов, работа в методических объединениях различного уровня.
Внутренний вид повышения квалификационного уровня идет за счет работы с педагогами на основной рабочей базе, то есть в МДОУ. Эту работу как правило осуществляет заместитель заведующего по методической работе сада. Он организовывает советы педагогов, обучение на семинарах и семинарах-практикумах, консультирование и др.
Индивидуально-дифференцированный подход в методической работе занимает особое место в педагогической деятельности воспитателей и специалистов. Осуществляя индивидуально-ориентированную методическую работу педагогического коллектива, происходит личностное развитие специалиста, его творческой инициативы в процессе активной профессиональной деятельности [2, С. 38].
В комплекс методической работы входят взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями.
Обеспечение методическими материалами очень важная часть повышения квалификации педагогов, которое должно поддерживать образовательный процесс, содействовать его обновлению.
Множество воспитателей, особенно начинающих, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег: заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. На сегодняшний день это особенно важно в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам и воспитателям помощи в организации образовательных процессов, обеспечении их постоянного самообразования, обобщения передового педагогического опыта, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей [4, с. 26]. Методический кабинет – это кладезь лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача заместителя заведующего по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Осуществление информационно-аналитической функции при руководстве дошкольным учреждением обязывает составлять в методическом кабинете информационную базу данных, с четким определением источников, содержания, направления информации.
Методкабинет постоянно должен быть задействован в выставках, отражающих мастерство педагогов (материал семинаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт и т. д., наличие периодической литературы, ознакомление с нормативно-правовой базой.
Таким образом, в рамках выполнения целей методической работы методический кабинет является центром аккумуляции педагогической информации и творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Своевременное информирование педагогов о новых проектах и работах в сфере психолого-педагогической науки и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса [5, с. 34].
Повышенная информированность воспитателей способствует установке единой стратегии развития МДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в МДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ / Н. С. Голицына. – М. : Скрипторий, 2013. – 86 с.
2 Давлятшина, О. В. Психолого-педагогическая диагностика профессионально-личностного развития педагогов в условиях общеобразовательной организации / О. В. Давлятшина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – № 4. – С. 36–47.
3 Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
4 Нефедова, Г. М. Методический квест как форма профессионального развития методистов и педагогов : методическое пособие / Г. М. Нефедова. – М. : Методист, 2016. – 44 с.
5 Петерсон, Л. Г., Абдуллина Л. Э., Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетенции педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое сообщество России, 2013. – 112 с.