Наталья крамарева
Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна.
Взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности.
Публикация «Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию» размещена в разделах
Природа – это наш родной край, земля. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.
Именно на этапе дошкольного детства дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные элементы экологической культуры. Воспитателями ДОУ реализуются различные формы работы с детьми по формированию экологической культуры : беседы, наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и пр. Все вышеуказанные формы работы можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний день, считается наиболее успешным решением задач воспитания экологической культуры и воспитания дошкольников.
Зарождение метода проектов произошло во второй половине 19 века на базе концепции «прагматической педагогики» американским педагогом Джоном Дьюи. Учёный выделил два наиболее важных условия для достижения эффективности метода проектов :
1. Содержание образования должно строиться «вокруг человека», поэтому темы проектов должны основываться на интересах детей (к жизни общества, к природе и т. д.).
2. Необходимость взаимодействия детей и окружающей среды, так как оно является источником возникновения идей проектов.
Экологический проект – это способ формирования собственного опыта ребёнка, и развития его как личности. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. По длительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 недели – месяц, средней продолжительности (2-4 месяца) и долгосрочными (учебный год). Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательных программ ДОУ.
Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Однако, для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и материальное обеспечение.
Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:
-подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)
-исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)
- обобщающий (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).
При оформлении проведённых проектов, педагоги, как правило, используют следующую примерную структуру проекта в ДОУ :
1. Постановка задач, которые мы хотим решить в результате проектной деятельности. Обоснование значимости и актуальности поставленной задачи, необходимости нестандартного поиска её решения.
2. Раскрытие замысла, описание того, каким путём мы собираемся решить поставленную задачу.
3. Поиск нового пути решения поставленной задачи.
4. Реализация проекта (подробное описание исследовательского этапа).
5. Рефлексия (сравнение целей, которых изначально пытались достичь и полученных результатов).
В детских садах, как правило, проводятся следующие виды экологических проектов : экологическая акция, экологическая тропа, экологический тренинг, экологические диспуты, часы экологического чтения, экологический букварь, выставки поделок из природного материала, экологическая почта и т. д.
Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие, имеющее протяженность во времени. Экологическая акция проходит под определённым девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Экологическая тропа – вид экологического проекта позволяющий сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, наличии животных и растений. Маршрут тропы должен быть определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений.
Экологический тренинг – создание модели взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм, способствует формированию экологически грамотной деятельности в природе, развитию мотивации экологического поведения.
Экологические диспут – обсуждение ситуаций, отражающих некорректное отношение человека к природе, с целью закрепления правил поведения в природе.
Час экологического чтения – вид экологического проекта, позволяющий сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Экологический букварь помогает пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Экологический букварь может содержать загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
Выставки поделок из природного материала позволяют сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем.
При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, необходимо вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого естественно – научные знания о природе лучше всего передавать детям в форме игры: (игры - путешествия, сюжетно-ролевой игры, обучающих ситуаций, с привлечением любимых литературных персонажей). Это необходимо для создания благоприятного эмоционального фона у детей и быстрого усвоения ими нового материала.
Работа в рамках проекта должна проводиться регулярно. При этом важной задачей педагога является поддержание интереса детей к исследуемой проблеме, их любознательности.
Работа над проектом может быть осуществлена в полном объёме, только при вовлечении в неё родителей. Как показывает опыт, большинство из них оказывают педагогам помощь, исследуя выбранную проблему вместе с детьми, что делает работу над проектом более плодотворной и качественной.
Не стоит забывать и о том, что начиная работу над экологическим проектом, желательно обогатить предметную эколого-развивающую среду в группе. Например :создать уголок природы, содержащий зону цветов, с необходимыми видами комнатных растений; мини-лабораторию, способствующую развитию у детей познавательной активности; коллекцию семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур; библиотеку с красочными книгами для расширения экологических знаний и кругозора дошкольника; игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию и многое другое.
Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах. И так как в современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Оно должно отводиться экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию у него экологической культуры, заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.