Евгения Ермакова
Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие участников не только с ведущим, но и друг с другом и на доминирование активности в процессе обучения. Место ведущего на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности участников на достижение целей занятия. Ведущий также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых изучается материал).
Публикация «Консультация „Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения“» размещена в разделах
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Задачами интерактивных форм обучения являются :
• пробуждение у обучающихся интереса;
• эффективное усвоение материала;
• самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
• обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
• формирование у участников своего мнения и отношения;
• формирование жизненных и профессиональных навыков;
• выход на уровень осознанной компетентности.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной,
он регулирует процесс и занимается его общей организацией,
готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах,
даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы :
• Круглый стол (дискуссия, дебаты)
• Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
• Деловые и ролевые игры
• Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
• Мастер класс
В данных методических рекомендациях предложены к рассмотрению ведущие интерактивные формы обучения. Существуют и другие виды интерактивного обучения (методики «Займи позицию», «Дерево решений», «Попс-формула», тренинги, сократический диалог, групповое обсуждение, интерактивная экскурсия, видеоконференция, фокус-группа и д. р., которые можно использовать в процессе обучения студентов.
Принципы работы на интерактивном занятии :
• занятие – не лекция, а общая работа.
• все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
• все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Алгоритм проведения интерактивного занятия :
1. Подготовка занятия
Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т. д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, выбор темы:
• возраст участников, их интересы, будущая специальность.
• временные рамки проведения занятия.
• проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
• заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
• должна быть четко определена цель занятия.
• подготовлены раздаточные материалы.
• обеспечено техническое оборудование.
• обозначены участники.
• определены основные вопросы, их последовательность.
• подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
• уточнение проблем, которые предстоит решить.
• обозначение перспективы реализации полученных знаний.
• определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
• программа занятия.
• раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
• материал должен быть структурирован.
• использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);
– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.
Примерные правила работы в группе:
• быть активным.
• уважать мнение участников.
• быть доброжелательным.
• быть пунктуальным, ответственным.
• не перебивать.
• быть открытым для взаимодействия.
• быть заинтересованным.
• придерживаться регламента.
• креативность.
• уважать правила работы в группе.
3. Основная часть:
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
3.1. Выяснение позиций участников;
3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);
3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования : 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)
4. Выводы (рефлексия)
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
• что произвело на вас наибольшее впечатление?
• что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
• есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
• чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
• учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
• как вы оцениваете свои действия и действия группы?
• если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.