Татьяна Брыкина
Стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников посредством игровой деятельности в рамках ФГОС до
▼ Скачать
Одной из самых значимых и трудно разрешаемых задач дошкольной педагогики является социально-коммуникативное развитие. Социальное пространство, где происходит цельное становление личности дошкольника, порой характеризуется отсутствием нравственных ценностей, таких как добро, дружба, единство, взаимопомощь, забота о других, умение прощать и проч. Также в социуме может не полностью реализовываться речевая культура общения. Следовательно, целью организации воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений является повышение социально-коммуникативных навыков воспитанников. Причем данный процесс должен отличаться максимальной эффективностью и многоплановостью.
Публикация «Стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников посредством игровой деятельности в рамках ФГОС до» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Дошкольное детство, как известно, не является длительной стадией развития личности ребёнка, однако это не значит, что этот период можно считать менее важным. Как раз наоборот, именно в дошкольном возрасте ребёнком приобретаются предварительные знания об окружающей его жизни. Впоследствии происходит формирование индивидуального отношения к другим людям, к трудовой деятельности, дошкольник осваивает первоначальные навыки и привычки верной коммуникации, т. е. он учится общению, в результате чего ребёнок приобретает новые черты характера.
Если социально-коммуникативное развитие протекает успешно, то смело можно говорить о том, что ребёнок полностью готов к активному взаимодействию с окружающими людьми. Так, это помогает детям адаптироваться к сложным ситуациям, возникающим в процессе коммуникации: они смело проявляют инициативу в общении, избегают неловкости, стремятся построить благоприятные межличностные отношения с окружающими, чтобы успешно организовать совместную деятельность и т. д.
Нет сомнений в том, что коммуникативная деятельность играет важную роль при взаимодействии личности с социумом. Поэтому основным является решение задачи по формированию навыков общения дошкольника, поскольку именно коммуникативные умения способствуют более эффективному обучению в дальнейшем. Отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. В процессе коммуникативного взаимодействия ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по словам Л. И. Божович, «несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей».
В настоящее время на социально-коммуникативное развитие дошкольника влияет огромное количество факторов, к примеру, технический прогресс, всеобщая компьютеризация, социальные установки и т. д. Отечественный психолог О. Е. Смирнова считает, что в рамках современного дошкольного образования уделяется очень мало внимания «сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу дошкольника».
Таким образом, в настоящее время вопросы социально-коммуникативного развития дошкольников стоят наиболее остро. Надо сказать, что в этом отношении большая ответственность лежит на плечах окружающих ребёнка взрослых. С помощью их инициативы коммуникативная деятельность ребёнка выходит на более высокий уровень. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует «обогащению и преобразованию их социальных потребностей». Если взрослые не будут оказывать поддержку ребёнку в плане его социально-коммуникативного развития, оно может либо существенно замедлиться, либо вовсе прекратиться. Итак, взрослые должны взаимодействовать с детьми с той целью, чтобы помочь им адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.
Несмотря на всё вышесказанное, к сожалению, в настоящее время большинство родителей склонны к мнению о том, что взаимодействие ребёнка с новейшими техническими средствами должным образом подготовит его к самостоятельной жизни. Проблема заключается в том, что в погоне за новыми тенденциями родители забывают о роли первоначальной адаптации дошкольника в обществе, которая напрямую связана с верным построением межличностных отношений, зависящих от сформированных навыков коммуникации. Однако на данный момент родителей мало беспокоит социально-коммуникативное развитие ребёнка, что также является большой проблемой в сфере педагогики, требующей скорейшего разрешения.
Роль дошкольной образовательной организации в социально-коммуникативном развитии ребёнка также очень важна. Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности. Именно об этом говорится в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования», поскольку он определяет обязательный минимум содержания программы, реализующийся в ДОУ.
Актуальность сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников обусловлена тем, что современное общество требует от человека социального развития, т. е. способности личности взаимодействовать с другими людьми ради того, чтобы развивать все сферы жизни при помощи совместной деятельности. Именно поэтому в воспитании ребёнка важное место занимает социально-коммуникативное развитие. Также социально-коммуникативные навыки способствуют готовности ребёнка к обучению, а поэтому в дальнейшем они обеспечивают ему возможность успешного освоения школьной программы.
В начале процесса адаптации ребёнка центральное место занимает коллектив группы детского сада (т. е. сверстники, воспитатели). Следовательно, он во многом определяет дальнейшие направления развития личности дошкольника в личностном и социальном планах. Получается так, что опыт этих первых взаимоотношений является фундаментальным в становлении личности ребёнка. Можно сказать, что общение внутри данного коллектива во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Социокультурное пространство, как мы знаем, отличается динамичностью, которая требует от современного человека способности к незамедлительной адаптации, а её формирование начинается уже в дошкольном детстве. Также отметим, что основным механизмом развития данной способности становятся навыки коммуникации.
Овладение ребёнком коммуникативными навыками содействует конструктивной организации межличностного взаимодействия с другими участниками коммуникативного процесса, а также успешному поиску адекватных решений коммуникативных задач. Таким образом, ребёнок, проявляя инициативу, может принять позицию активного партнёра и полностью реализоваться в коллективе сверстников. Однако возможен и негативный сценарий: несвоевременное развитие коммуникативных умений может привести к непринятию дошкольника сверстниками. Конечно же, такое последствие оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребёнка в целом.
Таким образом, опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Согласно ФГОС ДО, содержание условий для социально-коммуникативного развития дошкольника включает в себя :
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками [8].
Восприятие друг другом партнёров по общению является значимым структурообразующим элементом коммуникативного процесса, потому что эффективное общение невозможно без правильной оценки и взаимопонимания партнеров. Процесс общения включает в себя наблюдение за образом собеседника: мы акцентируем внимание на его внешности, голосе, поведении и т. д. Следовательно, происходит полная реализация перцептивной стороны коммуникации. Здесь происходит влияние различных факторов. Согласно данным различных исследований отечественной и зарубежной психологии, дети, прежде всего, акцентируют внимание на внешности: им интересна яркая одежда, необычная причёска, т. е. наличие отличительных признаков. Очень важно, что эмоциональное состояние распознаётся дошкольниками не по жестам, а по выражению лица.
Так, для дошкольников важная перцептивная сторона общения. Целесообразно обратиться к концепции М. И. Лисиной, которая выделяет «три основные категории средств общения:
1. экспрессивно-мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
2. предметно-действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);
3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики)» [6].
Отметим, что представленные категории средств общения появляются у ребенка в том порядке, в котором они продемонстрированы исследователем. Нужно сказать, что именно они и предопределяют осуществление основных коммуникативных операций в период дошкольного возраста.
Для более эффективного социально-коммуникативного развития детям с одной стороны, необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые будут содействовать им в научении управлять эмоциями, осознавать их суть и последствия. Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. Игра способствует появлению у ребёнка уверенности в собственных силах, стремления к наилучшему результату и т. п. Это позволяет нам сделать вывод о том, что организация игровой деятельности оказывает существенное влияние на социально-коммуникативное развитие.
Исследователи считают, что наиболее эффективно на развитие коммуникативных навыков и форм взаимодействия с окружающим миром у дошкольников влияют такие типы игр, как сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные. К игровой деятельности, оказывающей позитивное влияние на социально-коммуникативное развитие, также можно отнести упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды. Элементы игры могут включать в себя и тренинги, направленные на устранение отрицательных эмоций. Далее мы рассмотрим некоторые конкретные реализации перечисленных типов игр и видов деятельности, которые будут отвечать за эффективное формирование навыков общения и взаимодействия с социумом.
Так, суть сюжетно-ролевой игры состоит в том, чтобы дети воспроизвели действия взрослых и отношений между ними. Сюжетно-ролевая игра направлена на познание дошкольником предметной и социальной действительности. Этот тип игры является средством «физического, умственного и нравственного воспитания детей» [4, с. 21]. Мы осветим три примера данного вида игры, так как с его помощью возможно максимально достичь должного уровня социально-коммуникативного развития детей : роли, которые примеряют на себя дети, требуют активного общения и адаптации к сложившимся обстоятельствам.
• Пример игры для детей младшего дошкольного возраста. Название игры: «Игрушки у врача». Содержание игры: среди группы младших дошкольников выбираются дети для исполнения ролей доктора и медсестры. Остальные ребята берут игрушки (куклы, звери) и берут на себя роли пациентов: к примеру, кукла ушибла себе руку, и теперь она обращается к доктору. Врач осматривает больного, назначает ему лечение, а медсестра будет выполнять его указания. Воспитатель помогает младшим дошкольникам в процессе игры : подсказывает «пациентам» причины для обращения к врачу, доктору и медсестре помогает в оказании помощи. Примечание: данную игру можно применять в рамках других возрастных периодов, однако, воспитателю нужно будет либо частично (средний дошкольный возраст, либо полностью (старший дошкольный возраст) убрать подсказки во время игрового процесса.
• Пример игры для детей среднего дошкольного возраста. Название игры: «Автобус». Содержание игры: для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем место водителя. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Сначала роль кондуктора берё т на себя воспитатель: он показывает детям, как нужно вести себя внутри транспортного средства, как важна вежливость при общении (к примеру, кондуктор разъясняет, что места надо уступать пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, которых нужно держать на руках и т. д.) Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека», «Вокзал», «Рынок» и проч.). В следующий раз роль кондуктора воспитатель может доверить кому-либо из воспитанников.
• Пример игры для детей старшего дошкольного возраста. Название игры: «Школа». Содержание игры: Перед началом игры воспитатель организует экскурсию в школу, где старшая группа ДОУ знакомится с педагогами, со школьниками. Очень важно показать ребятам здание школы: классные помещения, столовую, библиотеку и т. д. После воспитатель беседует с детьми о школе: дети должны поделиться своими впечатлениями. После беседы совместно с ребятами педагог может изготовить материалы для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. Приемы руководства данной игрой различны : исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений.
Театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческую самостоятельность, формирует чувство коллективизма, развивает память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей. В качестве примеров театрализованной игры можно рассмотреть игру-имитацию конкретных действий человека, животных, птиц, насекомых и т. д. (дети машут руками как бабочки крыльями); однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши» и т. д.); игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька» и проч.); однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).
Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Например, для младшего и среднего дошкольного возраста подойдёт дидактическая игра под названием «Накроем стол для кукол». Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы: ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Подвижные и хороводные игры отвечают за развитие координации, ориентации в пространстве в совокупности с коммуникативными навыками и формами социального взаимодействия. Также такие типы игр помогают детям работать над темпом и ритмом речи, обогащают их двигательный опыт. Поскольку данный вид игр отличается коллективностью, дети учатся быть аккуратными в движениях и перемещениях, чтобы не навредить другим участникам игрового процесса. Это наблюдается, например, в игре под названием «Раздувайся мой шар» : воспитатель учит детей выполнять различные движения, образуя круг. Также ребята упражняются в произношении звука «ш». Так, педагог просит «надувать» воздушный шар: ребята встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод. Воспитатель, находясь в центре, произносит слова: «Раздувайся, мой шар! Раздувайся, большой…». Дети повторяют за ним, затем образуют большой круг, расширяя хоровод.
На становление социально-коммуникативных умений также влияют упражнения, связанные с развитием эмоциональной сферы, так как именно эмоции чаще всего движут коммуникативным процессом, а также помогают ребёнку при социальной адаптации. К примеру, упражнение «Пиктограммы» ориентировано на межличностное взаимодействие, напрямую связанное с эмоциями. Это упражнение может быть проведено в трё х направлениях: а) дети определяют по пиктограмме настроение человека: весёлое, сердитое, доброе и т. д. ; б) разрезанные шаблоны пиктограмм перемешиваются, а детям нужно найти заданное изображение и попытаться его самостоятельно воспроизвести с помощью мимики и жестов; в) упражнение выполняется в парах – у каждого участника определённый набор пиктограмм, каждый из участников по очередности берёт пиктограмму, не показывает другому, далее называет настроение, которое на ней изображено. Второй участник ищет картинку, которая была загадана. После этого две выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
К вышеописанным упражнениям близки пластические этюды. Очень занимательна игра-этюд под названием «Одно и то же по-разному». Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание. Так, первой группе может быть дано задание «сидеть». Его воплощение предполагает такие варианты: сидеть в цирке, сидеть с удочкой на берегу озера, сидеть у компьютера и т. д.
Социально-коммуникативному развитию способствуют и тренинги, направленные на устранение отрицательных эмоций. В них часто присутствуют компоненты игровой деятельности. Так, проанализируем конспект тренингового занятия, предложенного педагогом К. А. Громовой [2]. Игровой тренинг направлен на снижение агрессии у дошкольников, а также на развитие коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности в коллективе. Тренинг длится примерно три-четыре недели (одно занятие проходит раз в одну-две недели). Структура тренинга представлена пятью занятиями, которые не превышают тридцати минут. Формы взаимодействия представлены играми и упражнениями. Очень важно, что описанные выше формы сопровождаются музыкой – это помогает детям расслабиться и поднять настроение. Материал для проведения занятий очень разнообразный: бумага, цветные карандаши, мяч, игрушки и проч.
Что касается содержания занятий, то они весьма многоплановы. Воспитателем используется приём театрализации, метод беседы, предусматриваются художественно-изобразительная деятельность, двигательная активность, прослушивание музыкальной композиции, упражнения на повторение, игры на мышление, фантазию, смекалку и т. д. Безусловно, такой спектр педагогических средств окажет благотворное влияние на все сферы развития личности ребёнка, в том числе и на социально-коммуникативную.
В заключение хочется сказать о том, что развитие социальных и коммуникативных навыков наиболее эффективно происходит во взаимосвязи с игровой деятельностью, если та будет осуществляться в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб: Питер, 2008. С. 233 – 246.
2. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений. Москва: Книголюб, 2006. 62 с.
3. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. 2-е изд., испр. М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 39 с.
4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей детских садов. М. : Просвещение, 2012. С. 198 – 211.