Никитко Юлия
Конспект занятия по изодеятельности «Стилизация. Образ дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить выполнять стилизованную композицию на тему «Дерево».
Задачи:
- познакомить воспитанников с особенностями стилизации деревьев, раскрыть понятие «стилизации растительных мотивов»;
- изучить последовательность стилизации природных форм и элементов;
- научить анализировать конструктивные особенности природного объекта;
- способствовать развитию творческого воображения через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева и развитию наблюдательности;
Публикация «Конспект занятия по изодеятельности „Стилизация, Образ дерева“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. ИЗО, поделки, рисование
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- расширение кругозора и знаний воспитанников в области декоративной композиции;
- развивать мелкую моторику руки в процессе рисования;
- способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и окружающей действительности;
- воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, слайд-шоу на тему: «Стилизация», набор карточек «Примеры стилизации растений», карточки «Деревья», «Силуэты деревьев», бумага А4, краски, белая и черная гуашь, карандаш, кисти, линейка, емкость для воды.
Ход занятия
Воспитатель: -В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация –это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становится декоративным и воспринимается как узор.
Стилизовать можно любой объект – предмет, растение, животное и даже человека! Давайте обратимся к примерам (слайд 2 3 4).
Ребята, вы обратили внимание, что одни и те же объекты художник может изобразить совершенно по-разному?
Мы видим, как видоизменяется обычный предмет.
Художник его или упрощает, или усложняет, или оживляет. И вот такое видоизменение называется стилизацией.
Посмотрите, художник заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает (слайд 5 6 7 вновь предлагается на экране зрительный ряд на тему «Стилизация предметов», где сопоставлены изображения предметов в двух вариантах: реалистичное изображение; стилизованное)
Ребята, а встречается ли вам стилизация в окружающей вас жизни?
Да, роль стилизации в нашей жизни очень значительна. Окружающая нас природа тоже является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно отображать каждый раз по-новому - ведь можно постоянно фантазировать и выдумывать!
Ну, а мы сегодня обратимся к миру деревьев. Вы знаете, ребята, что на планете Земля существует такое огромное количество видов деревьев, что невозможно точно назвать количество их видов и семейств! Люди уже давно заметили среди них самые уникальные и необыкновенные. Ребята, а что вам известно о каких-нибудь необычных деревьях?
Вот несколько удивительных фактов из жизни деревьев : наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, на сегодня высота самого высокого из них достигает 115,55 м. Это около 40-этажей! Их максимальный возраст- 3, 5 тысячи лет! (8 слайд).
Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре (9 слайд).
Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет (10 слайд).
Интересные факты? О деревьях многое можно рассказать. И мы продолжаем наш разговор.
Давайте посмотрим, что помогает художнику передать сходство с деревом, которое он стилизует. (11 слайд с изображением березы)
Вы узнали это дерево? Какие особенности этого дерева можно использовать в стилизации?
Да, у березы основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными, трепещут на ветру.
Ребята, а с помощью каких линий художник передает все эти качества?
Пластика, нежность березы подсказывают художнику, что и линии должны быть также тонкими, плавно изгибающиеся. И проработка мелких деталей будет деликатная, с использованием тонких линий, штрихов и точек.
(12 слайд с изображением дуба). А это что за дерево?
А что вы можете сказать про его строение?
Мощные толстые ветки расходятся от ствола как пальцы на ладони - их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.
Мощный ствол дуба, раскидистые толстые ветки и узнаваемая форма листьев и плодов (желудей) помогают художнику выбрать особый путь для передачи всех этих качеств.
Ребята, а с помощью каких линий художник передает эти качества?
Да линия жесткая, более выразительная, подчеркивающая мощь ствола и форму кроны.
А еще художник применяет такое средство как пятно – заштриховывает многие элементы рисунка, создавая пятно.
А теперь повторим этапы работы:
1. Изучаем общую форму дерева, выявляем силуэт дерева.
2. Замечаем, какой у дерева ствол - извилистый, тонкий, толстый и т. п. В рисунке эту особенность можно еще более выразить, «преувеличить». Это подсказка для художника!
3. Замечаем форму листьев, рисунок коры, прожилок. И очень важно! Рисуя и украшая дерево, стараемся делать это разнообразно. Используем линию разной толщины, точки и пятно, но продумываем и то, в какой мере каждый из этих средств применять, чтобы дерево получилось выразительным.
Динамическая пауза
(играет музыка)
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Практическая часть.
Вернемся к главной цели нашего занятия - практическому заданию. На основе структурного содержания общего понятия «дерево», создать композицию (в черно-белом исполнении) в которой образно подчинить все структурные элементы изображения, то есть корни, ветви, ствол и корни, какому-нибудь одному формообразующему свойству или признаку. Например, вязкость, липкость или гнев, дружелюбие, веселость и прочее.
Итог занятия.
Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу (при необходимости помогаю ребятам, стараемся прикреплять работы плотно одна к другой).
Ребята, посмотрите, какой великолепный лес у нас получился! Настоящая панорама! А сколько же здесь удивительных деревьев! Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные работы у вас получились. Расскажите немного о ваших работах.
Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свою работу. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: «А какие деревья стилизовал ты?».
В конце вопросы к детям:
- Объясните своими словами понятие «стилизация»?
- Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?