Мария Никулина
Стили воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Благодаря воспитанию родитель показывает детям, как устроен мир,
учит жить в обществе, где есть правила, границы, закон и ответственность,
учит жить в согласии с собой и окружающими.
Иногда родители могут неадекватно оценивать свою роль при
воспитании ребенка, используя один из четырех стилей воспитания,
приводящих к проблемам с послушанием и трудному поведению.
Стиль воспитания No1. Сверхщедрость.
Как проявляется? Родители предоставляют ребенку всё, что он
Публикация «Стили воспитания детей» размещена в разделах
пожелает. Ребенок еще не успел помечтать о новой игрушке, а она уже есть у
него. Родители дают таким детям всё самое лучшее, иногда в ущерб себе.
Почему возникает? Обычно такие родители думают: – «У меня в
детстве ничего не было, поэтому мои дети не будут ни в чем нуждаться!»
Опасность заключается в том, что дети таких родителей измеряют свою
ценность количеством купленных подарков, с трудом переносят отказы,
учатся манипулировать и обманывать, чтобы получить желаемое.
Последствия: дети превращаются в потребителей, они не умеют
чувствовать и понимать свои потребности и выстраивать адекватную
стратегию по получению желаемого. К подростковому возрасту появляется
апатия и отсутствие стремления к достижениям.
Обычно родители сверхщедростью компенсируют своё чувство вины:
много работаю, мало вижу своего ребенка, задариваю подарками, чтобы быть
хорошим родителем.
Что делать? Предъявлять к ребенку адекватные требования, позволять
мечтать и желать, чтобы импульсы для удовлетворения данной потребности
трансформировались в энергию делания или исчезали за ненадобностью
(перехотел). Не реагировать на импульсивные желания и манипуляции.
Стиль воспитания No2. Вседозволенность.
Как проявляется? Родители позволяют делать ребенку всё, что ему
захочется, не принимая во внимание то, как эти действия отразятся на
других.
В таких семьях ребенок решает всё : пойти в гости или погулять, во сколько
ложиться спать, что делать маме. Нормой становятся разрисованные стены,
разбросанные игрушки и одежда, ненормированные приемы пищи, крик и
дурное поведение в общественных местах.
Почему возникает? Родители считают, что детям важно
самовыражаться и предоставляют им много свободы; бояться фрустрировать
детей, нанести им какую-либо психологическую травму, таким образом
воспитание уходит на задний план, у ребенка нет границ дозволенного,
ребенку не позволяют сталкиваться со сложными чувствами. Иногда
родители позволяют ребенку так много не потому, что хотят воспитать
свободную и независимую личность, а потому, что им самим важнее быть
хорошими и любимыми родителями. За вседозволенностью родители прячут
страх навредить ребенку. Дети становятся главными в семье, родители
спускаются на ступень ниже, утрачивается семейная иерархия.
Последствия: дети не видят границ дозволенного, не учатся уважать
границы других, не получают навык проживания сложных чувств при
столкновении с ограничениями. В результате, когда дети попадают в социум,
они имеют множество проблем в отношениях со сверстниками и с другими
взрослыми. Таким детям сложно уступать, находить компромиссы,
проживать чувства, отпускать ситуацию через горевание, т. е. там, где
невозможно что-либо исправить и нужно смириться.
Что делать? Прежде всего родителю необходимо восстановить
семейную иерархию и взять на себя ответственность за происходящее.
Совместное планирование дел, чтобы организовать дисциплину и порядок.
Мягкое, но настойчивое следование плану. Определение границ
дозволенного. Чёткое формулирование требований к ребенку. Похвала не
только за конкретный результат, но и за старание. Совместное позитивное
общение.