Запорожчук Ульяна
Стереотипные формы поведения при расстройстве аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Стереотипное поведение ребенка — это эпизоды повторяющихся слов, движений или действий, которые со стороны кажутся бесцельными и бессмысленными. В той или иной степени оно присуще каждому — привычка покачивать ногой или теребить волосы тоже относится к стереотипии, или как его называют специалисты, самостимуляции.
Нередко стереотипное поведение считают 100% признаком аутизма или расстройства аутистического спектра. Это не всегда так. Стереотипное поведение может проявляться при любом отклонении функционального развития центральной нервной системы. Так же наличие определенных «ритуалов» далеко не всегда означает отклонения, хотя позволяют насторожиться.
Стереотипность проявляется в стремлении к однообразию и постоянству, причем не только в собственных действиях ребенка. Он также настойчиво требует неизменности окружающего мира, плохо воспринимает новизну и перемены в привычных ритуалах взаимодействия с другими людьми. Самостимуляция позволяет ощущать баланс между собой и миром, упорядоченность и цикличность приносят чувство успокоения. Так же стереотипная реакция может быть ответом на неизвестный для мозга ребёнка раздражитель. Это связано с нарушением формирования правильных функциональных связей в центральной нервной системе ребёнка и является защитной реакцией. Лечить стереотипное поведение как таковое не требуется — необходимо работать с теми проблемами, которые вызывают его. Важнейшее условие — создание комфортной эмоциональной обстановки, соблюдение его личного пространства. А избавление от нежелательных привычек может проводиться только под присмотром квалифицированного врача и коррекционных педагогов.
Причины самостимуляции при аутизме.
В данное время, причины, которые провоцируют развитие стимминга, однозначно пока не определены, но главной гипотезой появления аутостимулирующего поведения являются следующие причины:
• ребенку с гиперчувствительностью (повышенной чувствительностью) стимминг становится помощью в уменьшении «потока» стимуляции извне;
• ребенку гипочувствительному (обладающему сниженной или недостаточной реакцией на внешние раздражители) самостимуляция помогает усиливать ощущения и получать сенсорное удовольствие.
Высокофункциональные аутисты так описывают собственные эпизоды самостимуляции:
• «Когда у вас готовится какое-то блюдо, иногда необходимо приподнимать крышку на кастрюле, чтобы выпустить пар. Стимминг для меня словно выпускание пара – он помогает как для внутреннего облегчения, так и для защиты от, своего рода, взрыва, и для выпускания наружу чего-то, чтобы внутри стало спокойно» (Пола Гомез).
• «Стимминг для меня - это то, что дает ощущение комфорта. Особенно неприятны любые внешние попытки по прекращению стимминга. Я ощущаю дискомфорт, когда нет возможности стимить» (Элизабет Элфорд).
• «Давайте представим, что у вас сильно зачесался нос. Вы ведь не можете подождать до вечера, чтобы почесать его дома без свидетелей? Нет, вам нужно почесать его немедленно. Со стиммингом, все точно также» (анонимный пользователь).
Из данных слов становится понятно, что причинами аутостимуляции частоявляется необходимость по высвобождению накопившихся деструктивных ощущений и эмоций, помноженная на привычку.
Способ снять стресс
Вызываемая стиммингом обратная связь имеет способность подбодрить аутичного человека и отвлечь его от неприятного переживания. К примеру, аутист, раскачиваясь, получает возможность для перенаправления своих мыслей и чувств с того, что его тревожит на задачу более позитивную. Именно этим психологи объясняют учащение стимминга в стрессовых ситуациях.
Обратная связь для чувств
Аутостимуляция позволяет создавать возможность «обратной связи» для главных чувств – слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния, чувства равновесия, а также интероцепции и проприоцепции (способностей ощущать собственное тело в пространстве и воспринимать ощущения внутри тела). Следовательно, стимминг дарит аутистам возможность ощущать себя и собственное взаимодействие с окружающим миром.
Способ получить удовольствие
Довольно часто стимминг возникает абсолютно естественным путем, аутист не стремиться осознанно использовать его для получения удовольствия. Аутичный ребенок может даже не осознавать, что он делает, но бессознательно стремиться к этому лишь потому, что это обеспечивает приятные ощущения. На аутостимулирующее поведение нервная система откликается, обеспечивая выброс бета-эндорфинов - «гормонов счастья», действие которых можно сравнить с действием опиатов. Бета-эндорфины способны снижать боль и уровень стресса, таким образом аутостимуляция обеспечивает аутисту внутреннее удовольствие в определенной форме.
Виды стереотипного поведения
Повторяющееся поведение можно считать стереотипным только при наличии определенных критериев:
1. Повторяется регулярно и многократно.
2. Не несет в себе никаких полезных функций.
3. Возникает часто.
Самостимуляция кажется бесполезной только со стороны, для самого ребенка она выполняет функции саморегуляции, стимулирования и коммуникации. Оно становится препятствием для социальной адаптации или может нанести вред и является симптомом более тяжёлых нарушений, для коррекции которых необходима совместная работа поведенческого невролога и коррекционных педагогов. Стереотипия может быть разных типов, в зависимости от характера проявления.
Двигательное.
Наиболее заметные проявления отклонений в поведении малыша, появляются в раннем возрасте. Это могут быть прыжки на месте, ходьба или бег по замкнутому пространству, потряхивание руками, раскачивание головы или туловища.
Также к двигательным стереотипиям можно отнести повторяющиеся движения губ, например, вытягивание их в трубочку. Многие малыши теребят кисти рук, расчесывают их до крови — при этом реального зуда они не испытывают.
Двигательно-сенсорное.
Эту группу стереотипий также называют сенсорно-моторной. Они появляются из-за отличий осязательных и других сенсорных способностей детей, могут выражаться в повторении определенных действий, несущих в себе как двигательные, так и сенсорные компоненты.
Это может быть:
• ритмическое постукивание пальцами;
• кружение вокруг своей оси — особенно свойственно малышам;
• постоянное ощупывание окружающих предметов;
• прищуривание глаз;
• надавливание на глаза пальцами или ладонями.
Сенсорно-моторные отклонения распространены при нарушениях сенсорного развития из-за особенностей их сенсорного восприятия окружающего мира. Часто они помогают им справиться с дискомфортом и не представляют угрозы для здоровья.
Эмоционально-аффективное.
Эту категорию достаточно трудно выделить. Чаще всего это повторяющиеся действия, которые могут вызвать ярко выраженную эмоциональную реакцию у родителей и других родственников. Подобная стереотипия выражается по-разному — например, в виде повышенной брезгливости в еде и отказа от многих продуктов. Или, наоборот, в виде патологической не брезгливости — в этом случае ребенок может съесть что-то из мусорного ведра или миски домашнего животного. Зависит проявления от того, что именно вызовет у окружающих наиболее интенсивную реакцию.
Речевое.
Речевые отклонения проявляются в повторении определенных фраз (цитаты или их обрывки из мультфильмов, песен, стихов, рекламы, слов, отдельных звуков, стереотипных навязчивых вопросов, которые часто не связаны с конкретной ситуацией. Часто распространенный признак речевых стереотипий — эхолалия, то есть повторения услышанных слов. Вместо ответа на вопрос ребенок может повторять слова взрослого или их часть.
Стереотипность в использовании речи проявляется и у хорошо говорящих детей, которые многократно повторяют одни и те же монологи.
Действия с предметами.
Действия с предметами не имеют видимого практического или игрового смысла, но при этом захватывают ребенка, который стремится многократно получить и воспроизвести в неизменном виде одни и те же впечатления.
Многие родители радуются, когда их дети долго и спокойно играют с игрушками, но важно обратить внимание, не является ли спокойная игра проявлением стереотипного поведения. Если малыш в течение часа переливает воду из одно ведерка в другое и обратно, бесконечно перебирает песок лопаткой, крутит колесико машинки или наклоняет и поднимает куклу с закрывающимися глазами, это повод насторожиться. Ребенок может трясти игрушки, перебирать, стучать, облизывать, подносить к носу или глазам, постоянно держать в руках одинаковые предметы (палочки, крышечки, мелкие игрушки, выстраивать ряды или другие однотипные конструкции. Монотонный характер приобретают и элементы игры: например, катание машинки и наблюдение под определенным ракурсом за вращением ее колес. Стереотипность может наблюдаться и в манипуляциях с пластилином, в рисунках (замазывание листа; бесконечное рисование полосок; заполнение листа одними и теми же цифрами, буквами, знаками, словами или рисунками).
Есть и более безобидные признаки — соблюдение ритуалов, одинаковых маршрутов для прогулки, ношение одной одежды, одни и те же блюда, которые ребенок хочет есть, четкая последовательность действий перед сном.
Наряду со стремлением к постоянству другая сторона стереотипного поведения — протест против вариаций, новизны, стремление сохранить и поддержать в неизменном виде ближайшее окружение и сложившиеся ограниченные формы взаимодействия с ним (ритуалы бытовых навыков, общения с близкими, распорядка дня, последовательности привычных событий).
При взаимодействии с близкими ребенок может болезненно переживать и не принимать малейшее изменение сложившихся ритуалов общения, требовать наличия привычных атрибутов и последовательности действий, одних и тех же формулировок и реплик взрослого.
Изменения вызывают у ребенка с РАС негативные переживания: нарастание тревожности и страха, выраженный дискомфорт, отчаяние, расстройство, гнев. Это приводит к срывам, агрессии и самоагрессии, проявлениям протеста, большему уходу от контакта и погружению в аутостимуляцию.
Чтобы этого не происходило, родителям важно поддерживать привычную обстановку и налаженные формы взаимодействия с ребенком. Через увеличение эмоциональной выносливости, заинтересованности и активности в контакте с близким взрослым он может постепенно осваивать и проживать новые впечатления, менять свои привычки, развивать гибкость в отношениях с окружающими.