Людмила Коваленко
Здоровьесбережение и дистанционка — совместимы?
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесбережение и дистанционка – совместимы?
2020 год был необычным во всех отношениях: новая эпидемия, закрытие учреждений и организаций, далее последовало дистанционное обучение в школах, которое показало необходимость получения новых знаний и умений для всех участников учебного процесса.
Процесс обучения превратился из очного в виртуальный. Для обучения детям и педагогам, кроме новых знаний, потребовались компьютеры, планшеты и телефоны. Между тем СанПин предупреждает, что для здоровья детей безопасным считается работа за компьютером 2-3 часа в день. При этом у детей с ОВЗ по учебному плану кроме уроков обязательны занятия с различными специалистами: учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, педагогами по ЛФК. Соответственно, времени на учебный процесс будет затрачиваться больше отведенного по норме СанПина. Превышение времени, проведенного ребенком с ОВЗ перед электронными носителямиприводит к серьезным проблемам со здоровьем. Основой для дистанционного образовательного процесса является самодисциплина, самоконтроль и интенсивная самостоятельная работа ученика, но ввиду особенностей развития и здоровья данной категории детей, этот процесс становится практически невозможным.
Публикация «Здоровьесбережение и дистанционка — совместимы?» размещена в разделах
Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги по ЛФК, работающие с учащимися с ОВЗ, понимают, что прерывание учебного процессанеминуемо приведет к потере сформированных умений и навыков. Поэтому даже небольшой перерыв в занятиях для детей с ОВЗ –с интеллектуальными и речевыми нарушениями, задержкой психического развития, ДЦП, снижением слуха и зрения, аутизмом, приведет к откату назад. Педагоги и специалисты обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в любом формате, включая и дистанционный формат работы.
Ноданный формат обученияприемлем не для каждого ребенка с ОВЗ. Для такого вида подачи и получения знаний у ребенка должны быть сформированытакие функции высшей психической деятельности как произвольное внимание, учебные навыки и умения. Дети с ОВЗ редко обладают хорошим восприятием (плоскостным и пространственным). Проводить занятия с детьми с сочетанными тяжелыми множественными нарушениями развития, а также с нарушением эмоциональной-волевой сферы - дети с РАС, очень трудно и иногда невозможно. Поэтому педагогам необходима активная помощь родителей во время проведения занятий. Родитель – это неотъемлемый помощник в работе педагога, которыйвынужден стать тьютором своему ребенку. Но в таких семьях зачастую у родителей не хватает образования, в том числе педагогического. Поэтому родителейследуетнаучить педагогическим знаниям, чтобы правильно преподносить информацию и удерживать внимание ребенка.
Дети с ОВЗ – это особая категория детей-учеников, которая может воспринимать информацию непосредственно при общении с педагогами или специалистами. Поэтому ситуация дистанционного обучения вызывает у детей с ОВЗ и их родителей стресс и дискомфорт, который усугубляет уже имеющиеся проблемы с нервной системой.
Также страдает зрение учащихся. Многочасовое смотрение в компьютер приводит к близорукости или обостряет существующие проблемы со зрением.
Помимо зренияусугубляются проблемы с лишним весом и нарушением осанки у учащихся с ОВЗ. Существенную угрозу для здоровья детейоказывает неподвижное сидение, лежание перед компьютером или другим электронным устройством. Далее возникают проблемы с обменом веществ, а затем —возможная избыточная полнота ребенка, диабет, сердечные заболевания и прочиеболезни.
Многие дети с ОВЗ пользуются наушниками при работе с ПК в ходе образовательного процесса. Зачастую это приводит к снижению слуха, особенно при неправильном и долгом использовании наушников или использовании некачественной техники.
А теперь настало время поговорить о плюсах дистанционного обучения. Не все так плохо, как кажется. Дистанционное обучение имеет ряд положительных моментов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. При таком обучении ребенок с ОВЗ может эффективно использовать свое время, он быстро получает информацию на электронный носитель. Дети с ОВЗ зачастую лучше справляются с работой на компьютере, чем на бумаге, проявляя заинтересованность к различным гаджетам.
Педагог учитывает возможности и особенности развития каждого ребенка с ОВЗ: кто-то из детей лучше воспринимает информацию в утреннее время, кто-то - в вечернее и поэтому педагоги и специалисты подстраивают свое расписание под каждого конкретного ученика с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе дистанционного обучения используются уже имеющиеся новые информационные технологии, а также создается множество различных образовательных платформ, с помощью которых ученики данной категорииспособны воспринимать и принимать новый учебный материал.
Дистанционное обучение в некоторой степени снимает социальную напряженность. Ребенок с ОВЗ находится в своей привычной среде со значимым для себя взрослым (мама, папа, бабушка и т. д., ребенку проще отвечать на поставленный педагогом вопрос, потому что он спокоен и ощущает чувство комфорта.
Благодаря дистанционному обучению выпускники коррекционных классов получают больше возможностей для взрослой жизни – умение решать бытовые проблемы при помощи интернета (подача документов в МФЦ, электронная запись в поликлинику и др., а также у детей с ОВЗ появляется возможность расширить свои знания о профессиях, которые могли бы их заинтересовать в будущем. Некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать среднее или высшее образование дистанционно, т. к. владеют навыками дистанционного обучения, которые получили на базе своей школы. Следовательно, многие выпускники коррекционных школ и классов смогут социализироваться и реализовать себя как личность.
Еще одним положительным моментом дистанционного обучения является то, что ребенок может получать необходимые знания не выходя из дома (как уже говорилось выше, потому что не все дети с ОВЗ имеют физическую возможность посещать школу (ДЦП, эпилепсия и др.) , а также не у каждого родителясуществуеттакая возможность - водить или возить детей с ОВЗ на занятия (нет личного транспорта, ребенок-колясочник и т. п., а дистанционка предоставляет такую возможность, и даже при необходимости прерывания обучения (реабилитация, эпилептический приступ и др.) - всегда есть возможность еговозобновления.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что всегда нужно уметь подстраиваться под предлагаемые обстоятельства, но сделать нужно это грамотно и с сохранением здоровья всех участников образовательного процесса. Для этого необходимо:
• Правильная организация места работы ребенка с ОВЗ с учетом его физиологических особенностей развития (письменный стол, стул, правильное освещение и т. п);
• Индивидуальный подход к расписанию занятий ученика с ОВЗ всеми специалистами и педагогами;
• Соблюдение норм СанПина при дистанционном обучении – длительность урока – до 20 мин;
• Чередование видов деятельности;
• Чередование классического и электронного дистанционного обучения;
• Не более трех онлайн уроков в день;
• Перерыв между занятиями – 10-15 мин;
• Зрительная гимнастика для снятия напряжения с глаз;
• Физкультминутки;
• Динамические паузы;
• Пальчиковая гимнастика;
• Регулярное проветривание помещения.
Таким образом, применение и использование педагогами и специалистами элементов здоровьесберегающих технологий, приводит к сглаживанию того вреда, который могут получить все участники образовательного процесса посредством дистанционного обучения. Т. к мы живем в эпоху технического прогресса, нам необходимо приспосабливаться к новым предлагаемым обстоятельствам, сохраняя при этом как психическое, так и физическое здоровье.