МААМ-картинки

Статья «Здоровьесбережение детей в образовательном процессе»

Елена Коршунова
Статья «Здоровьесбережение детей в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесбережение детей в образовательном процессе.

Коршунова Е. Ю. ,воспитатель

МБДОУ Детский сад 119 Г. Нижний Новгород

Понятие здоровья неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья - это проблема человека.

С развитием прогресса в образовательной сфере нагрузки на организм катастрофически резко растут, становятся сопоставимыми с важнейшими природными ресурсами среды обитания человека. Отсутствие здоровья у человека несет гибель цивилизации в целом. В этой плоскости находятся: и организация образовательного процесса со стороны педагогов и воспитателей, и участие детей в нем, и управление этими направлениями человеческой деятельности.

Публикация «Статья „Здоровьесбережение детей в образовательном процессе“» размещена в разделах

Механизмы саморегуляции начинают функционировать на предельных значениях жизненных потенциалов здоровья людей. Создается угроза ухудшения здоровья. Более того, в практике участия в образовательном процессе явно усиливаются тенденции ухудшения здоровья все возрастающего числа участников этих отношений. Назрела необходимость целенаправленного вмешательства в сферу образования с тем, чтобы тенденции сохранения здоровья участвующих субъектов нашли новые направления развития, не ухудшая при этом уровня своей образованности, профессиональной квалификации (педагоги) и получения возможности принять участие в самом процессе получения образования (обучающиеся).

Если рассматривать причины резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, то среди них специалисты выделяют:

- низкий уровень жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка в России;

- ухудшение состояние здоровья матерей;

- дефицит двигательной активности;

- недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах охраны здоровья и физической активности;

- безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- неполноценное питание.

Учеными доказано, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, в том числе дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. Естественно, что на состояние здоровья дошкольника оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей существенно повышает их заболеваемость и, как следствие - снижает эффективность образовательного процесса. Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации дошкольного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся детей.

Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущих школьников. Именно поэтому стоит задача сохранения здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормирования учебной нагрузки и других видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Пересмотр традиционных воззрений на природу детского развития - характерная черта нашего времени, в силу существенных обстоятельств за последнее десятилетие акценты в общественном сознании коренным образом сместились. Из объекта воздействий ребенок перешел в разряд субъектов, активно участвующих в своем развитии, обладающих неповторимой индивидуальностью, являющимися носителями личностного начала.

В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.

Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 26—38%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном состоянии. Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Поэтому для решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, его физическому развитию, формированию привычки здорового образа жизни, а общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.

Физическое развитие из принципов ФГОС определяется следующим:

1. двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

2. правильным формированием опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

3. формированием начальных представлений о некоторых видах спорта;

4. овладением подвижными играми с правилами;

5. становлением целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

6. становлением ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Чтобы сберечь и сохранить здоровье ребёнка на этапе дошкольного детства в детском саду используются здоровьесберегающие технологии :

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Логоритмика – это система занятий, направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Оздоровительные задачи логоритмики :

- укрепление костно-мышечного аппарата;

- развитие дыхания;

- развитие координации движений и моторных функций;

- воспитание правильной осанки, походки;

- развитие силы, ловкости, выносливости.

Осуществление оздоровительных задач на логоритмических занятиях происходит путем выполнения специально подобранных упражнений, каждое из которых служит для развития физического и психического здоровья воспитанников.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод : Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей, как главных субъектов образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации «Организация работы с детьми в летний период», МДОУ № 52/2010 г.

2. Методические рекомендации «Конспекты Уроков здоровья», МДОУ № 52/2011 г.

3. Луконина Н., Чадова Л. «Физкультурные праздники в детском саду», Москва «Айрис-Пресс»/2004 г.

4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора», Москва «Просвещение»/2009 г.

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет», Москва «Сфера»/2005 г.

7. Жукова О. Г., Трушнина Г. И., Фёдорова Е. Г. «Азбука АУ!», С. - Петербург «Детство-Пресс»/2008 г.

8. Фёдорова Г. П. «На золотом крыльце сидели», С. - Петербург «Детство-Пресс»/2006 г.

9. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления», Москва «Линка-Пресс»/2007 г.

10. Методические рекомендации «Игровая деятельность дошкольника», МДОУ № 52/2010 г.

11. «Ребёнок в детском саду», журнал № 4/2003 г.

12. Методические рекомендации «Экологическое воспитание в системе дошкольного образования Мурманской области», Мурманск «Пазори»/2004 г.

13. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками», Москва «Сфера»/2004 г.

14. Тарасов М. А. «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет», Москва «Сфера»/2005 г.

15. И. Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», Москва «Сфера»/2004 г.

16. Сутула В. А. Предпосылки формирования в обществе потребности в здоровом образе жизни. Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: зб. наук. пр. [за ред. проф. С. С. Єрмакова] Харкі в: ХДАДМ, 2011, №6. С. 92-95.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».

18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

19. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУИспользование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Подготовила Воспитатель Концевая Светлана Сергеевна Информатизация общества существенно.

Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ Здоровьесберегающая технология это - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Перед детским садом.

Использование ИКТ в образовательном процессе. Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель Использование информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ Войдёт компьютер в детство, Войдёт с грядущим веком. Не зря ведь ИКТ Мы прочно увлеклись. Мы живем в условиях стремительного роста информационного.

LEGO-технология в образовательном процессе ДОУ LEGO-технология в образовательном процессе ДОУ (слайд №1) Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения,.

Педагогический совет «Применение ИКТ в образовательном процессе» .

Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения Проектный метод в образовательном процессе дошкольного учреждения. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем.

Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками.Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.

Самопрезентация «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе» Видео Уже 17 лет я работаю воспитателем МБОУ «СОШ №4» ДО №8 "Малыш", г. Прохладного, Кабардино-Балкарской республики. И сегодня я представляю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Здоровьесбережение детей в образовательном процессе»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 19:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Здоровьесбережение детей в образовательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Коршунова (УИ 720291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД