Дарья Алымова
Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ЗАДАЧИ НА СМЕКАЛКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов о пространстве дети накапливают в процессе практической деятельности.
Публикация «Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Геометрические представления у детей дошкольного возраста формируются не самопроизвольно, а под влиянием целенаправленного обучения, которое осуществляется различными средствами. Одним из эффективных средств, по мнению З. А. Михайловой, являются задачи на смекалку, так как особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой задачи, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной [3].
Именно поэтому, мы в своем исследовании по теме: «Задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста», определили :
Объект исследования: развитие геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования : задачи на смекалку как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически изучить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования задач на смекалку в развитии геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Обосновать возможность использования задач на смекалку в развитии геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Выявить исходный уровень развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач на смекалку.
Задачи на смекалку играют очень важную роль в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Они позволяют знакомить ребёнка с разными способами передачи информации, поскольку задачи в них даются в различной форме (модель, плоский рисунок в изометрии, чертёж и т. п.) [2, с. 80].
Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:
- инструктивный уровень формирования представлений;
- формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);
- задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);
- задания на классификацию фигур;
- на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.
Головоломки - особый тип проблемных задач, которые построены с учётом недостатков, присущих мышлению большинства людей, предрасположенности к инерции, использованию привычных мыслительных установок и стереотипов при решении различных проблем, односторонности в восприятии окружающих предметов и др.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) задачи на смекалку с палочками (можно использовать спички без серы).
1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек : составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, - необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился[1].
Библиографический список
1. Леушина А. Н. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение - 2004
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, - 2005. - 94с.
3. Сакулина Н. П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка. - М. : Просвещение - 2008.
© Алымова Д. А., 2019