Яна Романченко
Статья «Экология в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду находишь чему учиться»
Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране и других странах мира
диктует необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по
формированию у населения экологического сознания и культуры природопользования.
Начинать ее следует уже в детском саду — первом звене системы непрерывного
образования.
Публикация «Статья „Экология в жизни ребёнка“» размещена в разделах
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время
одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ
экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать
красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные
знания в области экологии — главные задачи экологической работы в ДОУ.
Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное
отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают
его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Подобное отношение строится на чувственном восприятии объектов природы,
эмоциональном отношении к ним и знании особенностей жизни, роста и развития
отдельных живых существ, а также зависимостей существования живых организмов от
факторов внешней среды и взаимосвязей внутри природных сообществ. Экологическая
образованность и воспитанность дает ребенку возможность лучше понимать отдельные
аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно
реагировать. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети могут сами
объяснить ту или иную ситуацию или понять объяснения родителей и педагогов;
самостоятельно или совместно со взрослыми, учитывая потребности живого существа,
выполнить определенные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение
жизни растений и животных.
Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:
самостоятельные наблюдения; проведение опытов; чтение рассказов с дальнейшим их
обсуждением; выработка определенных навыков в различных видах деятельности (игры,
импровизации, уход за животными и растениями).
Важнейшими задачами являются:
—формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
—руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;
—воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического,
целенаправленного общения с окружающим миром;
- формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в
практической деятельности;
- воспитание эстетических и патриотических чувств;
- укрепление дружеских отношений между детьми;
- установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их
родителями;
- экологизация быта и семейных традиций.
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую - работу экологических
знаний дошкольников:- организовать «зеленую зону» и живой уголок, в которых дети -изучают первые навыки
по уходу за растениями и животными, взрослые личным примером демонстрируют им
правильное отношение к объектам природы;
- собрать демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации,
альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; слайды,
диафильмы).
2. Осуществлять ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в
повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы) .
3. Регулярно планировать и проводить тематические прогулки,
экскурсии, походы, помогающие детям наблюдать за погодой и
природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. Активно использовать развивающие, познавательные игры,
дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию
личности.
5. Осуществлять интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике, т. е. включать элементы экологических знаний в другие занятия.
6. Проводить просветительскую работу по вопросам экологического воспитания
дошкольников среди родителей, используя - различные ее формы: беседы, лекции об
экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование и т. д