Лосева Татьяна
Экологическое воспитание дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
С татья: Экологическое воспитание дошкольника через
опытно – экспериментальную деятельность
Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Влияние окружающей природы на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. И основной задачей взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. Это выражается в устойчивых знаниях о природе и существующих в ней взаимосвязей, умение познавать особенности окружающего мира, бережного отношения к природе, правильного понимания понятия «здоровый образ жизни», эмоциональной отзывчивости к живой природе. [1] Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности как :
-наблюдения;
-исследования;
-опыт;
-игры;
-художественно - эстетическая практика;
- труд;
-художественная литература;
-занятия физкультурой.
Выдающейся педагог В. А. Сухомлинский уделял особое значение влиянию природы на развитие ребенка. Он отмечал, что природа лежит в основе детского мышления, творчества и чувств. Сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействия с ней. [ ]
Дошкольники - это прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно ее поощрять.
Поэтому основным направлением в моей работе по экологическому воспитанию дошкольников стала опытно – экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют лучше узнать и познать их свойства, качества, побуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытно-экспериментальной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Для более доступного ознакомления детей с живой и неживой природой были выделены следующие тематические блоки:
1 тематический блок «Животный и растительный мир».
В него вошли: НОД «Красная книга», «Может ли мороз убить дерево», проект «Живая книга леса», проект «Исследуем вместе с детьми», презентации «Земля наш общий дом», «Виды растений», опыты (рассматривание растений под лупами, микроскопом, проращивание семян и т. д.).
2 тематический блок «Земля, воздух, вода» (неживая природы).
В него вошли: Проект «Бумага-магия», «Живая вода», НОД «Что за чудо бумага», «Свойства воды», «История создания бумаги», «Загадки воды», экспериментальная деятельность (изготовление бумаги своими руками, изучение свойств песка, воды, земли, презентации на тему «Чудо бумага», «Удивительный песок» и т. д.
В группе создавался мини-музеи «Чудо бумага», «Какая бывает почва», «Животные красной книги».
В свободной деятельности, на прогулке с детьми проводятся наблюдения за живой и не живой природой. Пользуясь лабораторными приборами (лупа, микроскопы, дети рассматривают семена и листья растений, строение песчинок, льда.
Одним из важнейших направлений опытно – экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Используются беседы, консультации, детско–родительские проекты, лепбуки, картотеки, альбомы, например: «Лаборатория почемучки», «Магия - бумагия», «Виды бумаги», «Животные нашего края» и. т. д.
Углубленная работа по организации опытно – экспериментальной деятельности детей дает положительный результат по экологическому воспитанию. Через ознакомление с природой и использование в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами разнообразных форм, технологий, методов и приемов в работе с детьми мы воспитаем добрых, отзывчивых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, готовых созидать, а не разрушать.
Литература:
1. Рыжова Н. А. Растем вместе. – М. : Чистые пруды, 2010
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М. Скрипторий – 2000, 2003
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
4. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.