Светлана Евсеенкова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» Евсеенкова С. В.
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…
И охранять природу – значит охранять Родину»
(М. М. Пришвин)
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наши дни, в СМИ, всё активнее обсуждается тема об экологической среде, часто можно услышать или прочесть, что она загрязняется и гибнет,мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры закладывается нами — дошкольными работниками.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание, которое находит отражение в Основной общеобразовательной программе, по которой работает наш детский сад, а так же «Юный эколог» - С. Н. Николаева:
Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем, психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени — им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова — это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними — только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Моя задача, как педагога, в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Специфика регуляции в обыденном сознании - это непосредственность, ситуативность. Направленность на достижение практического результата, обусловленного ближайшими потребностями.
Младшие дошкольники стараются чётко выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. Вот почему нужно вести речь о доступном формировании элементарных нравственных представлениях, о правилах поведения, о хороших и дурных поступках. Вот почему так важно сформировать определённые стереотипы и установки доброжелательного отношения к природным явлениям, создавать ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания: поливать растения, кормить животных, не уничтожать цветы, травы - беречь всё живое.
Познавательные, эстетические и нравственные задачи формирования экологического воспитания решаются в единстве с устным народным творчеством, конкретно - в сказках. Дети очень любят слушать сказки они способны усваивать их общий смысл, следить за развитием действий. Особенно им доступны бытовые сказки о животных ("Колобок", "Теремок", Три медведя" и др.). Все они так или иначе дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными. Малыши активно переживают драматические события разворачивающиеся в сказках, сочувствуют героям попавшим в беду. Эмоциональные переживания детей формируют у них собственные оценки, первые нравственные представления. на этой основе формируются элементы нравственно-экологического воспитания.
Интересными методами так же являются и такие, как ролевые игры, направленные на овладение определенными правилами в природе; дискуссии, связанные с обсуждением экологических проблем. В играх проходит активизация мыслительной деятельности, дети учатся логически рассуждать, они позволяют решать, как образовательные, так и воспитательные проблемы.
Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является труд в природе. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. На территории нашего ДОУ много цветников, на которых дети трудятся вместе со взрослыми, охотно выполняют поручения. Так, ранней весной, во время осеннего листопада, мы организуем уборку территории. В конце работы обязательно обращаю внимание на результат внимание труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто красиво, а в зимнее время, мы вместе с детьми помогаем очистить дорожки от снега, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих.
В своих рассказах используем художественное описание природы в прозе и стихах, высказывание великих людей. Все это помогает лучше увидеть краску окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создает особый эмоциональный настрой, умение составлять творческие рассказы и рисовать к ним замечательные рисунки.
Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека. Экологическое воспитание неразрывно связано с экологической ответственностью, для человека необходимо, чтобы прослеживались такие качества личности, как самоконтроль, соблюдение моральных требований, сознательное отношение к природе.
Для того чтобы воспитать экологически культурную личность необходимо заложить в ребёнка с раннего детства определённые чувства и качества по отношению к миру природы, чувство любви через восприятие мира природы, воспитывать отзывчивость на жизненные проявления объектов природы. Экологическое воспитание обладает целенаправленной системой передачи знаний и умений подрастающему поколению. Важное место в системе экологического воспитания имеют первоначальные задатки приобретённые детьми в дошкольном возрасте, которые в скором будущем, станут начальной ступенью в формировании ответственного отношения ребёнка к окружающей среде и здоровью человека.