Лучший педагог года

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Светлана Евсеенкова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» Евсеенкова С. В.

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

И охранять природу – значит охранять Родину»

(М. М. Пришвин)

Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В наши дни, в СМИ, всё активнее обсуждается тема об экологической среде, часто можно услышать или прочесть, что она загрязняется и гибнет,мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры закладывается нами — дошкольными работниками.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека. В это же время закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание, которое находит отражение в Основной общеобразовательной программе, по которой работает наш детский сад, а так же «Юный эколог» - С. Н. Николаева:

Воспитание человека как экологически направленной личности — труднейшая задача, но решать ее необходимо без промедлений. Особое место в решении должно занять дошкольное детство. Огромный интерес ребенка к миру природы, эмоциональность, особая восприимчивость, тесная связь между ним и взрослыми делает этот период в жизни человека основополагающим для экологического воспитания, которое следует рассматривать как новое направление в дошкольной педагогике. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем, психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени — им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова — это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними — только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Моя задача, как педагога, в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы — растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры — это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. Специфика регуляции в обыденном сознании - это непосредственность, ситуативность. Направленность на достижение практического результата, обусловленного ближайшими потребностями.

Младшие дошкольники стараются чётко выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. Вот почему нужно вести речь о доступном формировании элементарных нравственных представлениях, о правилах поведения, о хороших и дурных поступках. Вот почему так важно сформировать определённые стереотипы и установки доброжелательного отношения к природным явлениям, создавать ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания: поливать растения, кормить животных, не уничтожать цветы, травы - беречь всё живое.

Познавательные, эстетические и нравственные задачи формирования экологического воспитания решаются в единстве с устным народным творчеством, конкретно - в сказках. Дети очень любят слушать сказки они способны усваивать их общий смысл, следить за развитием действий. Особенно им доступны бытовые сказки о животных ("Колобок", "Теремок", Три медведя" и др.). Все они так или иначе дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животными. Малыши активно переживают драматические события разворачивающиеся в сказках, сочувствуют героям попавшим в беду. Эмоциональные переживания детей формируют у них собственные оценки, первые нравственные представления. на этой основе формируются элементы нравственно-экологического воспитания.

Интересными методами так же являются и такие, как ролевые игры, направленные на овладение определенными правилами в природе; дискуссии, связанные с обсуждением экологических проблем. В играх проходит активизация мыслительной деятельности, дети учатся логически рассуждать, они позволяют решать, как образовательные, так и воспитательные проблемы.

Важной формой организации познавательной деятельности дошкольников является труд в природе. Участок детского сада может стать базой для трудового и нравственного воспитания. На территории нашего ДОУ много цветников, на которых дети трудятся вместе со взрослыми, охотно выполняют поручения. Так, ранней весной, во время осеннего листопада, мы организуем уборку территории. В конце работы обязательно обращаю внимание на результат внимание труда и его значимость для окружающих: на участке стало чисто красиво, а в зимнее время, мы вместе с детьми помогаем очистить дорожки от снега, тем самым проявляя заботу о своей безопасности и безопасности окружающих.

В своих рассказах используем художественное описание природы в прозе и стихах, высказывание великих людей. Все это помогает лучше увидеть краску окружающего мира, пробуждает у детей приятные эмоции и чувство бережного отношения к живому, создает особый эмоциональный настрой, умение составлять творческие рассказы и рисовать к ним замечательные рисунки.

Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека. Экологическое воспитание неразрывно связано с экологической ответственностью, для человека необходимо, чтобы прослеживались такие качества личности, как самоконтроль, соблюдение моральных требований, сознательное отношение к природе.

Для того чтобы воспитать экологически культурную личность необходимо заложить в ребёнка с раннего детства определённые чувства и качества по отношению к миру природы, чувство любви через восприятие мира природы, воспитывать отзывчивость на жизненные проявления объектов природы. Экологическое воспитание обладает целенаправленной системой передачи знаний и умений подрастающему поколению. Важное место в системе экологического воспитания имеют первоначальные задатки приобретённые детьми в дошкольном возрасте, которые в скором будущем, станут начальной ступенью в формировании ответственного отношения ребёнка к окружающей среде и здоровью человека.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Вопрос об экологическом воспитание детей, является одним особо значимым и важным в настоящее время. Экологическое состояние нашей планеты.

Педагогический семинар «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Задание: 1. Найдите в нижеприведенном тексте особенности экологического.

Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста Выступление на педсовете «Экологическое воспитание в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Тема: Экологическое воспитание через.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание и образование детей –проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста Развивающая среда в группе и на территории детского сада Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное учреждение Купинского района. Детский сад «Теремок». Автор: воспитатель 1 категории Мартынова.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста УДК ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Хайбунасова Н. Р. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Экологическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста Экологического воспитание в развитии детей дошкольного возраста. Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2018 в 17:26
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Евсеенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД