Папки-передвижки

Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране

мизееваэльвира
Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – необходимое направление профилактической работы, как в семье, так и в образовательном учреждении. Каким образом оно реализуется?

Во-первых, важную роль играет воспитание адекватного отношения дошкольников к своим зрительным возможностям. У детей, имеющих зрительную патологию, с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. Начиная с младшей группы, педагоги и родители формируют у дошкольников представление о глазе как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении. Детей учат использовать зрение для контроля своих действий с игрушками, предметами, при самообслуживании, в режимных моментах.

Публикация «Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране» размещена в разделах

С этой целью проводятся игровые упражнения:

1. Собери пирамидку.

2. Одень куклу.

3. Расставь игрушки по местам.

Дошкольнику предлагают выполнить задание с открытыми, а потом с закрытыми глазами. При этом нужно обратить внимание ребенка на его действия: «Следи за тем, что делаешь, глазами; расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза».

В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий. Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия, приходят к самостоятельным выводам: «Я посмотрел внимательно на полку и аккуратно расставил игрушки. Я одел куклу быстро и правильно. Глаза помогли мне» и т. д.

Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися.

Однако нужно помнить, что у детей, имеющих неблагоприятный прогноз по зрительному заболеванию (прогрессирование болезни, дальнейшее снижение остроты зрения, ведущий анализатор изменится, им станет осязание. С такими воспитанниками предпочтительно заниматься индивидуально или в небольших подгруппах.

Во-вторых, необходимо с раннего возраста формировать у детей представления о необходимости лечения нарушенного зрения, приучать к гигиеническому уходу за глазами, очками, к бережному обращению с оптикой.

Ребенок должен понимать, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки, окклюдор, заниматься на специальных аппаратах. Выполнение лечебных рекомендаций должно осуществляться не только в коррекционном детском саду, но и за его стенами. Нередко в выходные дни, каникулы дети (с согласия родителей или самостоятельно) пренебрегают очками, окклюдорами, не соблюдают время, назначенное врачом для окклюзии. Это не просто снижает эффективность лечения, но приводит к рецидивам заболеваний.

Л. В. Фомичева в своей книге «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения» рекомендует следующие подходы к формированию представлений о назначении очков и необходимости их носить:

- слабовидящим детям и детям с остаточным зрением объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение;

- детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение постепенно восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков.

Педагоги и родители формируют у детей представления о свойствах стекла:

- на нем могут оставаться царапины, которые затрудняют зрительное восприятие объектов;

- стекло бьется, это травмоопасно;

- на стекле остаются пятна от пальцев.

Не менее важны знания о хрупкой конструкции очков:

- их легко сломать, если с силой раздвигать дужки;

- их можно повредить, если положить или поставить на них что-либо тяжелое (когда очки лежат не на своем месте) и т. д.

Эти знания формируются на основе наблюдений в повседневной жизни, бесед, на организованных занятиях с тифлопедагогом или воспитателем, при проведении опытов. Необходимо не просто донести информацию до детей в готовом виде, а дать им возможность самостоятельно понаблюдать, сравнить, сделать выводы.

После этого полезно совместно с детьми сформулировать правила ухода за очками:

- следует держать очки за дужку, когда их снимаешь или надеваешь;

- регулярно протирать стекла очков, так как их загрязнение не только мешает четкому видению в данный момент, но и может способствовать прогрессированию заболевания;

- очки следует класть, сложив, на мягкую поверхность стеклами вниз, на твердую поверхность - стеклами вверх;

- не складывая – на верхнюю поверхность оправы и дужек.

Эти и другие правила можно зафиксировать в виде мнемотаблиц, также составленных вместе с дошкольниками.

Таким образом, комплексный подход дома и в образовательном учреждении к формированию адекватного отношения дошкольников к своим зрительным возможностям и представлений о необходимости лечения способствует воспитанию у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения

Публикации по теме:

Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зренияТактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Игры со сказкой «Поспешили — насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зренияИгры со сказкой «Поспешили — насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зрения Игры со сказкой «Поспешили – насмешили» во второй младшей группе детей с нарушениями зрения. Обычно взрослые только читают ребенку сказку.

Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке»Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.

Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране
Опубликовано: 6 мая 2024 в 18:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране» (включая файлы) размещена пользователем мизееваэльвира в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД