мизееваэльвира
Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – необходимое направление профилактической работы, как в семье, так и в образовательном учреждении. Каким образом оно реализуется?
Во-первых, важную роль играет воспитание адекватного отношения дошкольников к своим зрительным возможностям. У детей, имеющих зрительную патологию, с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. Начиная с младшей группы, педагоги и родители формируют у дошкольников представление о глазе как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении. Детей учат использовать зрение для контроля своих действий с игрушками, предметами, при самообслуживании, в режимных моментах.
Публикация «Воспитание у детей с нарушениями зрения сознательного отношения к его охране» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
С этой целью проводятся игровые упражнения:
1. Собери пирамидку.
2. Одень куклу.
3. Расставь игрушки по местам.
Дошкольнику предлагают выполнить задание с открытыми, а потом с закрытыми глазами. При этом нужно обратить внимание ребенка на его действия: «Следи за тем, что делаешь, глазами; расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза».
В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий. Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия, приходят к самостоятельным выводам: «Я посмотрел внимательно на полку и аккуратно расставил игрушки. Я одел куклу быстро и правильно. Глаза помогли мне» и т. д.
Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися.
Однако нужно помнить, что у детей, имеющих неблагоприятный прогноз по зрительному заболеванию (прогрессирование болезни, дальнейшее снижение остроты зрения, ведущий анализатор изменится, им станет осязание. С такими воспитанниками предпочтительно заниматься индивидуально или в небольших подгруппах.
Во-вторых, необходимо с раннего возраста формировать у детей представления о необходимости лечения нарушенного зрения, приучать к гигиеническому уходу за глазами, очками, к бережному обращению с оптикой.
Ребенок должен понимать, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки, окклюдор, заниматься на специальных аппаратах. Выполнение лечебных рекомендаций должно осуществляться не только в коррекционном детском саду, но и за его стенами. Нередко в выходные дни, каникулы дети (с согласия родителей или самостоятельно) пренебрегают очками, окклюдорами, не соблюдают время, назначенное врачом для окклюзии. Это не просто снижает эффективность лечения, но приводит к рецидивам заболеваний.
Л. В. Фомичева в своей книге «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения» рекомендует следующие подходы к формированию представлений о назначении очков и необходимости их носить:
- слабовидящим детям и детям с остаточным зрением объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение;
- детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение постепенно восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков.
Педагоги и родители формируют у детей представления о свойствах стекла:
- на нем могут оставаться царапины, которые затрудняют зрительное восприятие объектов;
- стекло бьется, это травмоопасно;
- на стекле остаются пятна от пальцев.
Не менее важны знания о хрупкой конструкции очков:
- их легко сломать, если с силой раздвигать дужки;
- их можно повредить, если положить или поставить на них что-либо тяжелое (когда очки лежат не на своем месте) и т. д.
Эти знания формируются на основе наблюдений в повседневной жизни, бесед, на организованных занятиях с тифлопедагогом или воспитателем, при проведении опытов. Необходимо не просто донести информацию до детей в готовом виде, а дать им возможность самостоятельно понаблюдать, сравнить, сделать выводы.
После этого полезно совместно с детьми сформулировать правила ухода за очками:
- следует держать очки за дужку, когда их снимаешь или надеваешь;
- регулярно протирать стекла очков, так как их загрязнение не только мешает четкому видению в данный момент, но и может способствовать прогрессированию заболевания;
- очки следует класть, сложив, на мягкую поверхность стеклами вниз, на твердую поверхность - стеклами вверх;
- не складывая – на верхнюю поверхность оправы и дужек.
Эти и другие правила можно зафиксировать в виде мнемотаблиц, также составленных вместе с дошкольниками.
Таким образом, комплексный подход дома и в образовательном учреждении к формированию адекватного отношения дошкольников к своим зрительным возможностям и представлений о необходимости лечения способствует воспитанию у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения