Приложение МААМ

Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна

Маргарит
Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы

Константинова Маргарит Хачиковна

воспитатель детей дошкольного возраста

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Красная шапочка»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Аннотация: в статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности. Автор приводит перечень условий, тактических приёмов в организации совместной деятельности детей в группе.

Темочки:

Ключевые слова: инклюзивное образование, синдром Дауна.

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями – важнейшая задача современности. Инклюзивное образование открыло новые возможности для социализации и детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Под инклюзивным образованием понимают процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями [2].

Согласно ФГОС ДО, «…инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей» [1].

Заметим, что синдром Дауна впервые был описан в 1846 г. Эдуардом Сегеном, а как самостоятельное заболевание его выделил в самостоятельную форму заболевания Джоном Лэнгдоном Дауном. Для этих детей характерны грубые нарушения всех сторон психики, позднее развитие и значительное снижение интеллекта. Общение с другими детьми, совместная деятельность создают хорошую основу для успешной социализации этих детей в условиях детского сада, где ребёнка научат навыкам самообслуживания, поведению в разнообразных жизненных ситуациях, полезным навыкам ручного труда, различным играм и многому другому. Важно учитывать, что приемлемый стиль жизни дошкольника складывается, если соблюдаются условия реализации целевых ориентиров дошкольного образования, а именно:

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

становления самостоятельности,

соблюдения общепринятых моральных норм и правил поведения [1].

Детский сад «Красная шапочка» г. Южно-Сахалинска работает с особенными детьми, включая детей с синдромом Дауна, с 2012 года по настоящее время. Несколько позже, в 2015 году, в детском саду была создана группа комбинированной направленности, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Зачисляются в детский сад дети со всего города. На сегодняшний день пять групп детского сада посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Поскольку взаимодействие и общение с детьми с ОВЗ всегда сопряжено с милосердием, сопереживанием, добротой и пониманием, духовно-нравственное воспитание дошкольников является актуальной проблемой исследования.

Базируясь на основных общепедагогических принципах, воспитатели применяют различные методы и приёмы, соблюдая важные педагогические условия, а именно:

постановка ясных и понятных воспитательных задач, ориентированных на установление гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

гуманность взаимоотношений;

стимулирование активной деятельности детей на основе установления доброжелательных отношений.

Воспитатели группы придерживаются следующих тактик взаимодействия с детьми с синдромом Дауна :

1. Создание ситуаций обсуждения последствий действий людей, оказывающих влияние на чувства другого человека.

2. Предложение детям игр и ситуаций, обязательным условием которых являются сотрудничество и взаимопомощь.

3. Вовлечение дошкольников в обсуждение и анализ межличностных конфликтов, возникающих на почве морали и нравственности.

4. Ясное формулирование правил поведения, адекватных возрасту.

5. Объяснение причин и целесообразности совершения тех или иных действий, поступков.

6. Обсуждение с ребёнком последствий неправильного поведения его и других людей для него самого и окружающих.

7. Приучение к рефлексивному поведению.

Основными направлениями в работе с воспитанниками с синдромом Дауна и их родителями являются следующие виды деятельности:

ценностно-ориентировочная, которая включает игры, родительские часы, праздничные мероприятия к знаменательным дням: День Защитника Отечества, День Победы, День Космонавтики и др. ;

трудовая деятельность нацелена на воспитание позитивного отношения к труду и развитие потребности в труде. Так, в рамках проекта «Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста «Бэби-Абилимпикс», организованного Сахалинским техникумом сервиса, проведена серия занятий по познавательному развитию детей «В мире профессий», профориентационные игры «Кем быть», беседы, целевые прогулки;

художественно-эстетическая деятельность развивает у воспитанников различные способности, умения, навыки в художественной сфере, приобщает к культурным ценностям и традициям, формирует чувство прекрасного, развивает эстетическую потребность, вкус, отношение к окружающей его действительности;

художественно-творческая деятельность реализуется через проведение праздников «День Знаний», «Осенний балл», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы, сотрудничество с Центральной детской библиотекой им. А. А. Дёшина, городской детской библиотекой, в процессе чего происходит воспитание любви к родному краю, уважение к историческому наследию, культуре своего народа;

спортивно-оздоровительная деятельность закладывает основы физической культуры, воспитывает потребность в здоровом образе жизни;

духовно-нравственная, патриотическая деятельность знакомит детей со славным прошлым своей страны, способствует сплочению всех детей, воспитывает чувство ответственности, гордости за страну. Обогащение духовной культуры происходит через тематические праздники «Рождество», «Пасха», воспитывая милосердие к людям, отзывчивость, доброжелательность.

Осуществляя индивидуальный подход к детям с синдромом Дауна, воспитателями используются следующие приё мы педагогического воздействия:

«Оцени поступок» : ребёнку рассказывают историю и предлагают аргументированно обсудить поступки главных героев, чтобы выяснить нравственную позицию ребёнка и корректировать её при необходимости.

«Добрый поступок» : воспитателем организуется общественная деятельность, стимулирующая у детей желание помочь, принести пользу. Важное условие при этом – дать верную оценку поступку, чтобы не переоценить, но и не недооценить. К примеру, детям очень нравится помогать библиотеке и участвовать в акции «Дадим книге вторую жизнь».

«Обсуждение рассказов, книг, историй» : воспитатель выбирает книги с содержанием, соответствующим возрасту детей и несущим нравственную нагрузку. Очень важно, обсуждая с ребёнком, затронуть вопросы, касающиеся морального выбора, и помочь адекватно оценить поступки главных героев, сделать правильные выводы. Большое подспорье здесь дают книги Л. Н. Толстого, В. Осеевой.

«Сочини рассказ» : воспитатель дает детям задание описать какой-либо конкретный предмет, сочинить про него историю. Благодаря этому приёму, у детей развивается воображение, обогащается лексический словарь.

«Сочини сказку» : воспитатель с детьми придумывает историю, герои которой схожи с детьми группы. Сюжет может содержать в себе различные примеры для сравнения и нравственные поучения. Данный приём хорошо демонстрирует, насколько ребёнок усвоил те или иные правила поведения и этики.

Важно отметить, что дети с синдромом Дауна любят играть так же, как и другие дети. Можно перечислить несколько наиболее полюбившихся детям игр, способствующих развитию нравственной сферы и навыков общения у детей. К примеру, детям очень нравится игра «Позови ласково», воспитывающая доброжелательное отношение детей друг к другу в группе сверстников. Игровые действия предусматривают передачу предмета (игрушку, мяч) другому ребёнку, ласково называя его при этом по имени.

Способность проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, активизировать в речи слова, имеющие добрые, нежные, ласковые значения формируются и в процессе игры «Волшебный стул». Суть игры состоит в том, что один ребёнок садится в центре на волшебный стул, а остальные участники игры произносят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Допускается при этом обнять сидящего, погладить его. Такие телесные прикосновения очень важны для каждого ребёнка, но для детей с синдромом Дауна это имеет особенное значение.

Игра «Волшебники» также воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, развивает умение проявлять внимание и заботу к взрослым и сверстникам: детям предлагается вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других детей.

Игра «Передача чувств», в которой воспитатель просит детей передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, движений, также развивает эмпатию, способность передавать эмоции, используя невербальные средства.

Таким образом, включение детей с синдромом Дауна в образовательный процесс в детском саду – важнейший аспект социализации и воспитания не только этих детей, но и их сверстников в группе. У всех участников образовательного процесса в рамках инклюзии неизменно меняется отношение к детям с особыми потребностями: у них появляется больше сочувствия, сопереживания, понимания, они становятся более терпимыми, а значит, и более нравственными.

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Шадорская, Л. А., Вечканова, И. Г. Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях / Л. А. Шадорская, И. Г. Вечканова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86805.htm

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 16:30
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна» (включая файлы) размещена пользователем Маргарит (УИ 1987622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД