Папки-передвижки

Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна

Маргарит
Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна

Константинова Маргарит Хачиковна

воспитатель детей дошкольного возраста

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Красная шапочка»

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область

Аннотация: в статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности. Автор приводит перечень условий, тактических приёмов в организации совместной деятельности детей в группе.

Публикация «Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзивное образование, синдром Дауна.

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями – важнейшая задача современности. Инклюзивное образование открыло новые возможности для социализации и детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Под инклюзивным образованием понимают процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями [2].

Согласно ФГОС ДО, «…инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей» [1].

Заметим, что синдром Дауна впервые был описан в 1846 г. Эдуардом Сегеном, а как самостоятельное заболевание его выделил в самостоятельную форму заболевания Джоном Лэнгдоном Дауном. Для этих детей характерны грубые нарушения всех сторон психики, позднее развитие и значительное снижение интеллекта. Общение с другими детьми, совместная деятельность создают хорошую основу для успешной социализации этих детей в условиях детского сада, где ребёнка научат навыкам самообслуживания, поведению в разнообразных жизненных ситуациях, полезным навыкам ручного труда, различным играм и многому другому. Важно учитывать, что приемлемый стиль жизни дошкольника складывается, если соблюдаются условия реализации целевых ориентиров дошкольного образования, а именно:

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

становления самостоятельности,

соблюдения общепринятых моральных норм и правил поведения [1].

Детский сад «Красная шапочка» г. Южно-Сахалинска работает с особенными детьми, включая детей с синдромом Дауна, с 2012 года по настоящее время. Несколько позже, в 2015 году, в детском саду была создана группа комбинированной направленности, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Зачисляются в детский сад дети со всего города. На сегодняшний день пять групп детского сада посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Поскольку взаимодействие и общение с детьми с ОВЗ всегда сопряжено с милосердием, сопереживанием, добротой и пониманием, духовно-нравственное воспитание дошкольников является актуальной проблемой исследования.

Базируясь на основных общепедагогических принципах, воспитатели применяют различные методы и приёмы, соблюдая важные педагогические условия, а именно:

постановка ясных и понятных воспитательных задач, ориентированных на установление гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

гуманность взаимоотношений;

стимулирование активной деятельности детей на основе установления доброжелательных отношений.

Воспитатели группы придерживаются следующих тактик взаимодействия с детьми с синдромом Дауна :

1. Создание ситуаций обсуждения последствий действий людей, оказывающих влияние на чувства другого человека.

2. Предложение детям игр и ситуаций, обязательным условием которых являются сотрудничество и взаимопомощь.

3. Вовлечение дошкольников в обсуждение и анализ межличностных конфликтов, возникающих на почве морали и нравственности.

4. Ясное формулирование правил поведения, адекватных возрасту.

5. Объяснение причин и целесообразности совершения тех или иных действий, поступков.

6. Обсуждение с ребёнком последствий неправильного поведения его и других людей для него самого и окружающих.

7. Приучение к рефлексивному поведению.

Основными направлениями в работе с воспитанниками с синдромом Дауна и их родителями являются следующие виды деятельности:

ценностно-ориентировочная, которая включает игры, родительские часы, праздничные мероприятия к знаменательным дням: День Защитника Отечества, День Победы, День Космонавтики и др. ;

трудовая деятельность нацелена на воспитание позитивного отношения к труду и развитие потребности в труде. Так, в рамках проекта «Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста «Бэби-Абилимпикс», организованного Сахалинским техникумом сервиса, проведена серия занятий по познавательному развитию детей «В мире профессий», профориентационные игры «Кем быть», беседы, целевые прогулки;

художественно-эстетическая деятельность развивает у воспитанников различные способности, умения, навыки в художественной сфере, приобщает к культурным ценностям и традициям, формирует чувство прекрасного, развивает эстетическую потребность, вкус, отношение к окружающей его действительности;

художественно-творческая деятельность реализуется через проведение праздников «День Знаний», «Осенний балл», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы, сотрудничество с Центральной детской библиотекой им. А. А. Дёшина, городской детской библиотекой, в процессе чего происходит воспитание любви к родному краю, уважение к историческому наследию, культуре своего народа;

спортивно-оздоровительная деятельность закладывает основы физической культуры, воспитывает потребность в здоровом образе жизни;

духовно-нравственная, патриотическая деятельность знакомит детей со славным прошлым своей страны, способствует сплочению всех детей, воспитывает чувство ответственности, гордости за страну. Обогащение духовной культуры происходит через тематические праздники «Рождество», «Пасха», воспитывая милосердие к людям, отзывчивость, доброжелательность.

Осуществляя индивидуальный подход к детям с синдромом Дауна, воспитателями используются следующие приё мы педагогического воздействия:

«Оцени поступок» : ребёнку рассказывают историю и предлагают аргументированно обсудить поступки главных героев, чтобы выяснить нравственную позицию ребёнка и корректировать её при необходимости.

«Добрый поступок» : воспитателем организуется общественная деятельность, стимулирующая у детей желание помочь, принести пользу. Важное условие при этом – дать верную оценку поступку, чтобы не переоценить, но и не недооценить. К примеру, детям очень нравится помогать библиотеке и участвовать в акции «Дадим книге вторую жизнь».

«Обсуждение рассказов, книг, историй» : воспитатель выбирает книги с содержанием, соответствующим возрасту детей и несущим нравственную нагрузку. Очень важно, обсуждая с ребёнком, затронуть вопросы, касающиеся морального выбора, и помочь адекватно оценить поступки главных героев, сделать правильные выводы. Большое подспорье здесь дают книги Л. Н. Толстого, В. Осеевой.

«Сочини рассказ» : воспитатель дает детям задание описать какой-либо конкретный предмет, сочинить про него историю. Благодаря этому приёму, у детей развивается воображение, обогащается лексический словарь.

«Сочини сказку» : воспитатель с детьми придумывает историю, герои которой схожи с детьми группы. Сюжет может содержать в себе различные примеры для сравнения и нравственные поучения. Данный приём хорошо демонстрирует, насколько ребёнок усвоил те или иные правила поведения и этики.

Важно отметить, что дети с синдромом Дауна любят играть так же, как и другие дети. Можно перечислить несколько наиболее полюбившихся детям игр, способствующих развитию нравственной сферы и навыков общения у детей. К примеру, детям очень нравится игра «Позови ласково», воспитывающая доброжелательное отношение детей друг к другу в группе сверстников. Игровые действия предусматривают передачу предмета (игрушку, мяч) другому ребёнку, ласково называя его при этом по имени.

Способность проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, активизировать в речи слова, имеющие добрые, нежные, ласковые значения формируются и в процессе игры «Волшебный стул». Суть игры состоит в том, что один ребёнок садится в центре на волшебный стул, а остальные участники игры произносят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Допускается при этом обнять сидящего, погладить его. Такие телесные прикосновения очень важны для каждого ребёнка, но для детей с синдромом Дауна это имеет особенное значение.

Игра «Волшебники» также воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, развивает умение проявлять внимание и заботу к взрослым и сверстникам: детям предлагается вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других детей.

Игра «Передача чувств», в которой воспитатель просит детей передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, движений, также развивает эмпатию, способность передавать эмоции, используя невербальные средства.

Таким образом, включение детей с синдромом Дауна в образовательный процесс в детском саду – важнейший аспект социализации и воспитания не только этих детей, но и их сверстников в группе. У всех участников образовательного процесса в рамках инклюзии неизменно меняется отношение к детям с особыми потребностями: у них появляется больше сочувствия, сопереживания, понимания, они становятся более терпимыми, а значит, и более нравственными.

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Шадорская, Л. А., Вечканова, И. Г. Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях / Л. А. Шадорская, И. Г. Вечканова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86805.htm

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возрастаЭкологическое воспитание. Работа с детьми дошкольного возраста Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования экологического воспитания ребёнка. Следовательно, экологическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна
Опубликовано: 28 февраля 2022 в 16:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД