Маргарит
Воспитание нравственности в инклюзивной практике дошкольного образования при работе с детьми с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Константинова Маргарит Хачиковна
воспитатель детей дошкольного возраста
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Красная шапочка»
г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Аннотация: в статье описывается опыт работы воспитателя с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности. Автор приводит перечень условий, тактических приёмов в организации совместной деятельности детей в группе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Ключевые слова: инклюзивное образование, синдром Дауна.
Воспитание детей с особыми образовательными потребностями – важнейшая задача современности. Инклюзивное образование открыло новые возможности для социализации и детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Под инклюзивным образованием понимают процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями [2].
Согласно ФГОС ДО, «…инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей» [1].
Заметим, что синдром Дауна впервые был описан в 1846 г. Эдуардом Сегеном, а как самостоятельное заболевание его выделил в самостоятельную форму заболевания Джоном Лэнгдоном Дауном. Для этих детей характерны грубые нарушения всех сторон психики, позднее развитие и значительное снижение интеллекта. Общение с другими детьми, совместная деятельность создают хорошую основу для успешной социализации этих детей в условиях детского сада, где ребёнка научат навыкам самообслуживания, поведению в разнообразных жизненных ситуациях, полезным навыкам ручного труда, различным играм и многому другому. Важно учитывать, что приемлемый стиль жизни дошкольника складывается, если соблюдаются условия реализации целевых ориентиров дошкольного образования, а именно:
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
становления самостоятельности,
соблюдения общепринятых моральных норм и правил поведения [1].
Детский сад «Красная шапочка» г. Южно-Сахалинска работает с особенными детьми, включая детей с синдромом Дауна, с 2012 года по настоящее время. Несколько позже, в 2015 году, в детском саду была создана группа комбинированной направленности, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Зачисляются в детский сад дети со всего города. На сегодняшний день пять групп детского сада посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды. Поскольку взаимодействие и общение с детьми с ОВЗ всегда сопряжено с милосердием, сопереживанием, добротой и пониманием, духовно-нравственное воспитание дошкольников является актуальной проблемой исследования.
Базируясь на основных общепедагогических принципах, воспитатели применяют различные методы и приёмы, соблюдая важные педагогические условия, а именно:
постановка ясных и понятных воспитательных задач, ориентированных на установление гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
гуманность взаимоотношений;
стимулирование активной деятельности детей на основе установления доброжелательных отношений.
Воспитатели группы придерживаются следующих тактик взаимодействия с детьми с синдромом Дауна :
1. Создание ситуаций обсуждения последствий действий людей, оказывающих влияние на чувства другого человека.
2. Предложение детям игр и ситуаций, обязательным условием которых являются сотрудничество и взаимопомощь.
3. Вовлечение дошкольников в обсуждение и анализ межличностных конфликтов, возникающих на почве морали и нравственности.
4. Ясное формулирование правил поведения, адекватных возрасту.
5. Объяснение причин и целесообразности совершения тех или иных действий, поступков.
6. Обсуждение с ребёнком последствий неправильного поведения его и других людей для него самого и окружающих.
7. Приучение к рефлексивному поведению.
Основными направлениями в работе с воспитанниками с синдромом Дауна и их родителями являются следующие виды деятельности:
ценностно-ориентировочная, которая включает игры, родительские часы, праздничные мероприятия к знаменательным дням: День Защитника Отечества, День Победы, День Космонавтики и др. ;
трудовая деятельность нацелена на воспитание позитивного отношения к труду и развитие потребности в труде. Так, в рамках проекта «Ранняя профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста «Бэби-Абилимпикс», организованного Сахалинским техникумом сервиса, проведена серия занятий по познавательному развитию детей «В мире профессий», профориентационные игры «Кем быть», беседы, целевые прогулки;
художественно-эстетическая деятельность развивает у воспитанников различные способности, умения, навыки в художественной сфере, приобщает к культурным ценностям и традициям, формирует чувство прекрасного, развивает эстетическую потребность, вкус, отношение к окружающей его действительности;
художественно-творческая деятельность реализуется через проведение праздников «День Знаний», «Осенний балл», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы, сотрудничество с Центральной детской библиотекой им. А. А. Дёшина, городской детской библиотекой, в процессе чего происходит воспитание любви к родному краю, уважение к историческому наследию, культуре своего народа;
спортивно-оздоровительная деятельность закладывает основы физической культуры, воспитывает потребность в здоровом образе жизни;
духовно-нравственная, патриотическая деятельность знакомит детей со славным прошлым своей страны, способствует сплочению всех детей, воспитывает чувство ответственности, гордости за страну. Обогащение духовной культуры происходит через тематические праздники «Рождество», «Пасха», воспитывая милосердие к людям, отзывчивость, доброжелательность.
Осуществляя индивидуальный подход к детям с синдромом Дауна, воспитателями используются следующие приё мы педагогического воздействия:
«Оцени поступок» : ребёнку рассказывают историю и предлагают аргументированно обсудить поступки главных героев, чтобы выяснить нравственную позицию ребёнка и корректировать её при необходимости.
«Добрый поступок» : воспитателем организуется общественная деятельность, стимулирующая у детей желание помочь, принести пользу. Важное условие при этом – дать верную оценку поступку, чтобы не переоценить, но и не недооценить. К примеру, детям очень нравится помогать библиотеке и участвовать в акции «Дадим книге вторую жизнь».
«Обсуждение рассказов, книг, историй» : воспитатель выбирает книги с содержанием, соответствующим возрасту детей и несущим нравственную нагрузку. Очень важно, обсуждая с ребёнком, затронуть вопросы, касающиеся морального выбора, и помочь адекватно оценить поступки главных героев, сделать правильные выводы. Большое подспорье здесь дают книги Л. Н. Толстого, В. Осеевой.
«Сочини рассказ» : воспитатель дает детям задание описать какой-либо конкретный предмет, сочинить про него историю. Благодаря этому приёму, у детей развивается воображение, обогащается лексический словарь.
«Сочини сказку» : воспитатель с детьми придумывает историю, герои которой схожи с детьми группы. Сюжет может содержать в себе различные примеры для сравнения и нравственные поучения. Данный приём хорошо демонстрирует, насколько ребёнок усвоил те или иные правила поведения и этики.
Важно отметить, что дети с синдромом Дауна любят играть так же, как и другие дети. Можно перечислить несколько наиболее полюбившихся детям игр, способствующих развитию нравственной сферы и навыков общения у детей. К примеру, детям очень нравится игра «Позови ласково», воспитывающая доброжелательное отношение детей друг к другу в группе сверстников. Игровые действия предусматривают передачу предмета (игрушку, мяч) другому ребёнку, ласково называя его при этом по имени.
Способность проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, активизировать в речи слова, имеющие добрые, нежные, ласковые значения формируются и в процессе игры «Волшебный стул». Суть игры состоит в том, что один ребёнок садится в центре на волшебный стул, а остальные участники игры произносят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Допускается при этом обнять сидящего, погладить его. Такие телесные прикосновения очень важны для каждого ребёнка, но для детей с синдромом Дауна это имеет особенное значение.
Игра «Волшебники» также воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, развивает умение проявлять внимание и заботу к взрослым и сверстникам: детям предлагается вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других детей.
Игра «Передача чувств», в которой воспитатель просит детей передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, движений, также развивает эмпатию, способность передавать эмоции, используя невербальные средства.
Таким образом, включение детей с синдромом Дауна в образовательный процесс в детском саду – важнейший аспект социализации и воспитания не только этих детей, но и их сверстников в группе. У всех участников образовательного процесса в рамках инклюзии неизменно меняется отношение к детям с особыми потребностями: у них появляется больше сочувствия, сопереживания, понимания, они становятся более терпимыми, а значит, и более нравственными.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. Допуск из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Шадорская, Л. А., Вечканова, И. Г. Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социально-культурных условиях / Л. А. Шадорская, И. Г. Вечканова // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/86805.htm