Татьяна Кулакова
Консультация «Внеклассная работа по химии»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Автор: Кулакова Татьяна Викторовна, учитель химии ГБОУ СОШ № 512 Невского района Санкт-Петербурга.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается.
В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого обучающегося в учебном процессе. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Внеклассная работа по химии является составной частью учебно-воспитательного процесса. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Публикация «Консультация „Внеклассная работа по химии“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Консультации для родителей
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеклассной работы. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеклассная работа объединяет детей в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.
Основные задачи внеклассной работы :
• пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к химии;
• развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся;
• расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу;
• расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении химии;
• расширение и углубление представления обучающихся о культурно-исторической ценности химии, о роли ведущих ученых-химиков в развитии мировой науки;
• осуществление индивидуализации и дифференциации;
• разностороннее развитие личности.
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, олимпиады, кружковая работа, предметные декады, современные информационные технологии, которые углубляют знания учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развитию мышления, пытливости, любознательности, расширению кругозора.
Основными целями школьной олимпиады являются:
- расширение кругозора обучающихся;
- развитие интереса к изучению химии;
- выявление обучающихся, проявивших себя по химии, для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними.
Школьные олимпиады по химии проходят в несколько туров. Сначала необходимо провести внутриклассную олимпиаду, затем внутришкольную. Считаю правильным, если в школьной олимпиаде примет участие каждый желающий ученик. Время проведения школьных олимпиад определяется в соответствии с «Положением о проведении Всероссийской олимпиады в данном учебном году», и, как правило, для 8-11-х классов это октябрь-ноябрь месяцы.
В нашей школе систематически проводятся декады естественных наук (химия, физика, география, биология, где участвуют обучающиеся 5-11-х классов.
Цели подобного мероприятия:
- повышение интереса к химии;
- выявление наиболее способных обучающихся к химии.
На методическом объединении учителей естественного цикла разрабатывается план проведения декады или месячника, куда включаются следующие мероприятия:
- олимпиады по предметам: химия, физика, биология, география;
- устный журнал «М. В. Ломоносов – самородок науки»;
- презентация предметов естественных наук для 8-11 классов;
- праздник осени для 5-6 классов;
- фотоконкурс «Мои любимые домашние животные» для 5-8-х классов;
- конференция, посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова, для 9-11 классов;
- экскурсии в музей гигиены (9 класс, музей Арктики и Антарктики (8 класс, музей железнодорожного транспорта (9 класс);
- зоологический КВН для 7-х классов;
- обобщающий интегрированный урок-семинар «Белки» (химия, физика) для 11 класса;
- интегрированная интеллектуальная игра «Созвездие естественных наук» (химия, физика, география) для 9-10-х классов
и многое другое.
Основные требования к организации внеклассной работы
• Тесная связь учебно-воспитательной работы. Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания школьников, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы. Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и во внеурочное время.
• Доступность. Предлагаемый материал должен быть доступен им, соответствовать возрасту, уровню развития.
• Занимательность. Содержание внеклассных мероприятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесёт им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Внеклассная работа по предмету должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.
• Самостоятельность. Большое значение следует придавать самостоятельной работе детей.
• Добровольность и обязательность. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения.
Значимость внеклассных мероприятий
• организуют творческий досуг;
• повышают интерес к предмету;
• усиливают работу мысли, так как внеклассное мероприятие проводится в более живой и интересной форме;
• способствуют видеть необычное в знакомых вещах;
• позволяют избегать скуку и обыденность;
• воспитывают чувство ответственности и коллективизма;
• дают возможность проявлять себя в нестандартных ситуациях;
• смело высказывать своё мнение (не боясь получить плохую оценку);
• вызывают желание нестандартно думать, изобретать, разобраться самостоятельно в трудных вопросах;
• сплачивают детские коллективы.
Многие мероприятия оформлены в презентациях. В них представлены разнообразные виды деятельности обучающихся: мини-сообщения, конкурсы, творческие задания, кроссворды, тестовые задания и т. д.
Вот некоторые из них:
Устные журналы создают условия для развития и реализации творческой самостоятельности обучающихся, приобщают их к самостоятельной поисковой работе.
Устные журналы, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых – химиков, знакомят старшеклассников с историей науки, помогают обобщить их знания, способствуют воспитанию патриотизма, на примере замечательных людей помогают воспитать такие важные черты, как трудолюбие, целеустремленность и другие качества, отличающие настоящего ученого.
В сценарий устного журнала я включаю не только элементы научно –содержательные, требующие от ребят внимания, заставляющие их активно мыслить, но и элементы, оживляющие повествование. Такими моментами могут быть музыкальными фрагменты, отрывки из любимых литературных произведений этого ученого, сценки, раскрывающие жизнь и творчество ученого, что позволяет ближе познакомить их с внутренним миром ученого, получить представление о богатстве его духовной жизни. Основными целями конференции являются:
- привлечение внимания старшеклассников к современным проблемам, знакомство с учеными, внесшими свой вклад в развитие естественных наук;
- стимулирование интереса к изучаемой теме или проблеме;
- развитие мышления старшеклассников;
- самостоятельное исследование данного вопроса
Конференции для обучающихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции - доклады и сообщения обучающихся. Они могут сопровождаться демонстрационным экспериментом.
Конференции могут быть посвящены отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Темой конференции могут быть истории какого – либо открытия и его дальнейшее развитие, промышленное получение какого – либо вещества и его использование в народной хозяйстве, жизни и деятельности ученого.
Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин: например, совместно с учителем физики мы проводим конференции на темы «Электрохимические процессы в технике», «Химия и физика живого», с участием учителя биологии «Химия полимеров», «Материалы настоящего будущего», «Развитие цветной металлургии».Привитие интереса к предмету – длительный процесс. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учётом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих, познавательных способностей обучающихся.