Светлана Старжевская
Статья «Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В ДОУ согласно ФГОС ДО одной из ведущей задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В СанПиН 2.4.1. 3049-13 отмечается, что физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшения состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и качеств.
Публикация «Статья „Влияние подвижных игр на двигательную активность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
В последнее время количество детей с близорукостью, нарушениями опорно- двигательного аппарата возросло в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,2 – 2 раза. В Уставе Всероссийской организации здравоохранения отмечается: здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного и духовного благополучия. Здоровье нельзя оценивать отдельно от условий и возможностей человеческой деятельности, той конкретной среды, в которой человек живет. Это социальная категория, определяемая не природой, а характером общественных отношений и факторами, входящими в образ жизни.
Исследования свидетельствует о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т. д.) В результате этого снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития (быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы). Дети овладевают движениями иногда с задержкой, что отмечается снижением количественных и качественных показателей их развития.
А между тем движение – обязательный компонент любого вида деятельности дошкольников, в том числе и игры. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно- эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5, 5- 6 часов.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Для решения данной проблемы в детском саду обязательно должны быть оборудованы физкультурный зал, оснащённый инвентарём, физкультурные зоны в групповых комнатах, уголки движения, дорожки здоровья. Участок детского сада тоже требует внимания. На групповых участках оборудовать веранду, скамейки, горку, лестницы для лазания, беговые дорожки, качели, дуги для подлезания, пеньки для перепрыгивания, перешагивания, разновысотные столбики, оборудование для развития координаций движений. Каждая группа должна иметь достаточное количество выносного материала. На будущее планировать добавлять различные снаряды на спортивной площадке детского сада.
Одним из эффективнейших средств двигательного развития детей является правильная организация двигательного режима. Цель его состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, ребёнок имел возможность самовыражения в двигательной деятельности через общение со сверстниками.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения.
Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелизании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Для этого необходимо составить перспективный план распределения подвижных игр в течение года. Подобрать подвижные игры и игровые упражнения на развитие различных видов движений с учетом разной степени подвижности, а так же чтобы сюжет и структура способствовали активной двигательной деятельности детей, а их содержание соответствовало программным требованиям. При организации и проведения подвижных игр реализовывать принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
В результате активные занятия подвижными играми содействуют процессу правильного физического развития ребенка.
При планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный эффект, тренирующий физические качества.
Таким образом: целенаправленная работа по оптимизации двигательной деятельности детей с помощью подвижных игр и упражнений оказываются эффективной. У воспитанников выявляется достаточно высокий уровень физической подготовленности и хорошие темпы прироста показателей физических качеств.