Валерия Миллер
Консультация «Важность соблюдения гигиены и обучение дошкольников мытью рук»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Личная гигиена дошкольников
Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Публикация «Консультация „Важность соблюдения гигиены и обучение дошкольников мытью рук“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.
2. Формирование культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
3. Общие рекомендации.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. При этом можно использовать потешки, стишки и т. д.
А в старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.
Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т. п.
А так же, в детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Младший воспитатель или воспитатель постоянно следят за тем, чтобы умывальники всегда были снабжены тёплой водой, а в туалетных комнатах поддерживались чистота и порядок, имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур). Старшие дошкольники должны иметь не только гигиенические навыки, но и необходимый минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья.
4. Мытье рук.
Микробы распространяются разными способами: при контакте с грязными руками, при смене грязного подгузника, через зараженную воду и еду, воздушно-капельным путем, прикасаясь к поверхностям, где есть капельки от кашля или чиха, или через прямой контакт с больным человеком.
Когда ребенок контактирует с микробами, он может абсолютно ненарочно распространить их по организму, потерев глаза, нос или рот. Если в организм ребенка попала инфекция, то это только вопрос времени, когда тем же заболевание заразится вся семья.
Тщательное мытье рук — это первая линия защиты от распространения множества болезней: от обычной простуды до более серьезных инфекций, например, менингита, бронхиолита, гриппа, гепатита а и большинства типов инфекционной диареи.
Чтобы уберечь семью от бактерий, сделайте мытье рук привычкой и правилом для всех, особенно:
• Перед приемом пищи и перед готовкой
• После уборной
• После уборки по дому
• После контакта с животным, включая домашних питомцев
• После посещения или ухода за больным человеком
• После сморкания, кашля или чихания
• По приходу домой с улицы (после игр на площадке, работы в саду, выгула собаки)
Правила мытья рук
• Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
• Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания.
• Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
• Тем более не следует выполнять это действие за него.
• Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди.
• Педагог напоминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек.
• Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
• Контролируя процесс умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей: все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.
Не стоит недооценивать мытье рук.