иванова ирина
Организация творческих мастерских в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация творческих мастерских в ДОУ
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Публикация «Организация творческих мастерских в ДОУ» размещена в разделах
Без родительского участия и партнёрства процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание мы стараемся уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей. Эффективность выбранных методов работы подтверждается тем, что родители наших воспитанников из «зрителей» и «наблюдателей» становятся нашими активными и полноправными партнёрами.
До прихода ребенка в детский сад, родители – самое важное в жизни каждого ребенка. С рождения они дарят ему любовь, заботу и внимание. Поддерживают его во всех начинаниях. Очень важно, чтобы с приходом ребенка в детский сад, связь с семьей оставалась непрерывной.
Для полноценного развития ребенка крайне важно участие родителей в жизни детского сада.
Как мы с вами знаем, детство у наших детей очень быстро проходит, и родители в суете повседневных забот, иногда, упускают эту возможность немножко притормозить и провести время со своим ребенком. Наш детский сад нацелен на то, чтобы дать родителям как можно больше провести времени со своим ребенком, чтобы это было увлекательно, интересно и познавательно, не только ребенку, но и родителям.
Проведение творческих мастерских помогают установить доверительные отношения между родителями и педагогами.
На этих мероприятиях, как правило царит теплая, дружеская обстановка. Все участники мероприятия стараются быть вовлеченными в процесс.
Цель – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи.
Для успешной реализации данной цели педагоги нашего ДОУ поставили перед собой следующие задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. Формировать заинтересованное отношение родителей к творческому процессу и результату совместной деятельности с ребенком;
3. Создать радостную комфортную атмосферу общения и сотворчества;
4. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
5. Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.
В своей работе мы используем такие виды творческих мастерских как :
- Тематические: День счастья (20 марта, День детских изобретений (17 января, День Отца, день матери, праздник Осени.
- Родительский клуб «Мы вместе»;
- День открытых дверей;
-День самоуправления;
и др.
Роль педагога в организации творческих мастерских в детском саду является ключевой и многогранной. Педагог выступает не просто руководителем, а скорее вдохновителем и наставником, создающим условия для самовыражения и развития каждого ребенка. Его функции можно разделить на несколько ключевых аспектов:
1. Планирование и организация :
* Выбор тем и направлений: Педагог выбирает темы мастерских, учитывая возрастные особенности детей, их интересы, сезонность и образовательную программу.
* Подбор материалов и инструментов: Обеспечение необходимыми материалами, инструментами и оборудованием, с учетом безопасности и доступности для детей.
* Разработка сценария занятия: Планирование этапов занятия, включая введение, основную часть и заключение, с учетом последовательности действий и индивидуальных потребностей детей.
* Подготовка рабочего пространства: Создание комфортной и безопасной атмосферы для творческой работы, организация рабочего места каждого ребенка.
2. Руководство и поддержка:
* Демонстрация техник и приемов: Показ базовых техник и приемов работы с выбранными материалами, адаптация сложности заданий под уровень развития каждого ребенка.
* Стимулирование творческой активности : Поддержка инициативы детей, поощрение экспериментов и нестандартных решений, создание атмосферы свободы и доверия.
* Индивидуальный подход: Учет индивидуальных особенностей и способностей детей, предоставление помощи тем, кто испытывает затруднения, поощрение самостоятельности.
* Организация сотрудничества : Создание условий для совместной работы, обучение детей взаимодействию друг с другом, развитие коммуникативных навыков.
3. Образовательный аспект:
* Формирование творческих навыков : Обучение детей различным техникам и приемам, расширение их знаний о материалах и инструментах.
* Развитие эстетического восприятия: Привитие чувства прекрасного, формирование умения видеть гармонию и композицию.
* Интеграция с другими областями: Связь творческих мастерских с другими образовательными областями (математика, литература, окружающий мир, повышение эффективности обучения.
* Оценка и анализ: Оценка результатов работы детей, анализ их творческих достижений, коррекция занятий с учетом полученных данных.
4. Создание атмосферы:
* Поддержание положительного эмоционального климата: Создание атмосферы радости, уверенности и взаимопонимания.
* Мотивация и поощрение: Поощрение креативности, усилий и самовыражения детей.
* Демонстрация собственного энтузиазма: Проявление интереса к творчеству, показ собственного примера.
В целом, педагог создает благоприятные условия для развития творческого потенциала каждого ребенка и помогающего ему раскрыть свои способности. Его задача – не диктовать, а направлять, поддерживать и вдохновлять.
Взаимодействие с родителями в рамках творческих мастерских в детском саду включает:
* Информирование: О целях и задачах мастерских, используемых материалах и методиках.
* Привлечение к участию: Предложение родителям посетить мастер-классы, совместные проекты, предоставление информации о домашних заданиях.
* Обратная связь: Обсуждение достижений детей, выявление трудностей, рекомендации по развитию творческих способностей дома.
* Совместная деятельность: Организация совместных выставок работ, праздников, тематических вечеров.
* Партнё рство: Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания для всестороннего развития ребёнка.
Тематические праздники в детском саду — это прекрасная возможность для всестороннего развития детей и создания ярких, запоминающихся моментов в их жизни.
Тематические творческие мастерские в детском саду позволяют углубить знания детей, развить различные навыки и привить любовь к творчеству. Выбор темы зависит от возраста детей, времени года и образовательной программы. Вот несколько идей тематических мастерских :
По временам года:
* Осень золотая: Поделки из природных материалов (листья, шишки, желуди, аппликации, рисование осенних пейзажей, лепка овощей и фруктов.
* Зимняя сказка: Лепка снеговиков из пластилина или снега (на прогулке, рисование зимних пейзажей, изготовление снежинок из бумаги, создание зимних открыток.
* Весеннее пробуждение: Рисование цветов, аппликации с использованием цветной бумаги и природных материалов, изготовление поделок из веток и цветов, посадка семян.
* Летнее приключение: Поделки из ракушек и песка (если есть доступ к пляжу, рисование летних пейзажей, создание коллажей из фотографий, изготовление игрушек из природных материалов.
По сказкам и литературным произведениям:
* Теремок: Изготовление домика из картона, лепка персонажей из пластилина, инсценировка сказки.
* Колобок: Лепка колобка из теста или пластилина, рисование персонажей сказки, создание декораций.
* Репка: Изготовление овощей из различных материалов, создание театральной постановки.
По праздникам:
* Новогодние мастерские : Изготовление елочных игрушек, украшений, открыток.
* Пасхальные мастерские : Раскрашивание пасхальных яиц, изготовление пасхальных зайчиков и курочек.
По другим темам:
* Космос: Изготовление ракет, планет, рисование звездного неба.
* Животные: Лепка животных из пластилина, рисование животных, изготовление игрушек из ткани.
При организации тематических мастерских важно учитывать возрастные особенности детей и выбирать материалы и техники, соответствующие их возможностям. Не забывайте о безопасности и создании комфортной атмосферы для творческого процесса.
Клуб "Мы вместе" — это цикл встреч, мастер-классов, семинаров и других мероприятий, помогающих родителям лучше понимать особенности развития своих детей, эффективно взаимодействовать с ними и сотрудничать с педагогами. Темы встреч могут варьироваться от воспитания дошкольников до проблем здоровья, безопасности и творческого развития. Формат может включать лекции специалистов, практические занятия, дискуссии и групповые работы. Главная идея клуба – совместная работа родителей и педагогов на благо детей.
День самоуправления в детском саду представляет собой день, в течение которого образовательную деятельность с детьми проводят родители. В определенном смысле педагоги и родители меняются позициями: первые выступают в роли зрителей, слушателей и участников, вторые – в роли организаторов, ответственных, инициаторов. Роль ДОО в этом процессе сведена к минимуму, однако это не снижает ответственности педагогов за то, что проходит и будет происходить в воспитании детей на основе участия родителей в жизни детского сада.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Ориентирами для планирования и разработки содержания Дня самоуправления могут служить следующие темы:
• «Детская игра» (родители проводят игры с детьми)
• «Детский труд» (родители проводят профориентационные «мастерские»)
• «Здоровье детей» (родители проводят мониторинг физической подготовленности воспитанников)
Так в один из дней к нам в Детский сад пришла бабушка одной из воспитанницы и рассказала детям, какого это быть бабушкой, какие у нее интересы, чем она занимается. Дети с удовольствием ее слушали и задавали вопросы.
Папа одного мальчика работает полицейским. Он пришел к нам в детский сад и напомнил ребятам, какие нарушения правил детьми- пешеходами чаще всего приводят к ДТП. Это переход через дорогу вне пешеходного перехода, выход из-за стоящих или движущихся транспортных средств, игнорирование сигналов светофора, катание с горок вблизи проезжей части и ходьба по ней.
Вместе с инспектором дети вспомнили основные правила для пешеходов, правила поведения в автомобиле и общественном транспорте. Вспомнили, для чего нужен светофор, какие бывают светофоры, какие сигналы светофор подает для пешехода.
На протяжении встречи дети с большим вниманием слушали инспектора и задавали интересующие их вопросы. Любознательные воспитанники с удовольствием рассказывали свои истории из жизни, а также отвечали на вопросы инспектора.
День открытых дверей в детском саду — это мероприятие, в ходе которого родители имеют возможность посетить детский сад, понаблюдать за жизнью и деятельностью детей, познакомиться с воспитателями и другими сотрудниками, увидеть условия, в которых находятся дети, и оценить образовательный процесс. Это шанс для родителей увидеть, как проходит день в группе, какие используются методики, какие игрушки и материалы доступны детям. Часто в дни открытых дверей проводятся презентации, мастер-классы, выставки детских работ, позволяющие родителям активнее участвовать в жизни детского сада и лучше понять его работу.
Вывод: Благодаря этой работе, хочется отметить, что после наших встреч в мастерской мы стали отмечать сближение с родителями воспитанников, более доверительное общение. На наших встречах царит доброжелательная, творческая атмосфера, где все участники чувствуют себя раскрепощено, комфортно и свободно; тесно общаются друг с другом, получают интересные новые знания и умения, радуются своим успехам и успехам других. Семейная творческая мастерская налаживает детско-родительские отношения: взрослые открывают возможности своих детей, видят в них равных партнеров.
Таким образом, творческие мастерские способствуют сплочению семьи, ведь дети и родители могут быть вместе и рядом, и являются наиболее продуктивной и активной формой сотрудничества родителей, детей и педагогов. А мы дальше планируем проводить еще много интересных семейных встреч в рамках творческих мастерских, совершенствовать формы взаимодействия с семьей, учитывая их социальные интересы и запросы.
Партнёрство воспитателя и родителя – это основа успешного воспитания и развития ребёнка. Оно предполагает совместную работу, обмен информацией, взаимное уважение и поддержку. Взаимодействие между родителями и педагогами помогает создать благоприятные условия для роста и обучения детей, а также способствует их социальной адаптации. Такое партнёрство позволяет лучше понять потребности и интересы ребёнка, что в свою очередь ведёт к повышению качества образовательного процесса.