Лучший педагог года

Опыт работы «Воспитание самостоятельности ребенка в труде»

Галина Константинова
Опыт работы «Воспитание самостоятельности ребенка в труде»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Воспитание самостоятельности ребенка в труде».

Константинова Галина Валентиновна воспитатель 1 категории ГБДОУ № 72 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Дата:06.04.2020

Изучая труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, знакомясь с опытом других воспитателей, я многое беру для своей педагогической работы с детьми и родителями. Еще с младшей группы мы привлекаем детей к посильной трудовой деятельности, постепенно расширяя круг их трудовых обязанностей, как предусмотрено «Программой воспитания в детском саду». В процессе труда мы, педагоги, воспитываем у ребят ответственность, самостоятельность, развиваем умение договариваться, распределять обязанности в коллективном труде, намечать последовательность в работе, выполнять ее дружно, помогать друг другу.

Публикация «Опыт работы „Воспитание самостоятельности ребенка в труде“» размещена в разделах

В начале года наши дети, придя в подготовительную к школе группу, уже много знали и умели. В большинстве своем были активны и дружны, трудолюбивы, организованны. Однако некоторые дети были излишне грубы по отношению к своим товарищам, не всегда дружелюбны. Не все одинаково ответственно относились к порученной работе. Учитывая индивидуальные особенности детей, я их условно разделила на три подгруппы. В первую подгруппу вошли дети, умеющие сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельные, инициативные, исполняющие задание быстро, аккуратно. С ними я наметила дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам.

Вторая подгруппа – не уверенные, робкие дети, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или с помощью более активных товарищей. В работе с ними предстояло совершенствовать их трудовые навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.

В третьей подгруппе оказались дети, владеющие навыками, но не проявляющие инициативы, не доводящие начатое дело хорошо и до конца.

К выполнению намеченных задач я приступила с начала года. В дежурствах по уголку природы я старалась объединять детей из первой и второй подгрупп. В данном случае учитывались не только умение, темп работы и инициативность, но и умение помочь товарищу.

Во время дежурства по столовой иногда проводили своего рода конкурсы: например на лучшую сервировку стола. Еще до начала работы я беседовала с дежурными о том, какие приборы понадобятся для сервировки стола, как лучше накрыть стол, чем его можно украсить. Дети с интересом и желанием приступали к выполнению своих обязанностей. Такие примеры особенно благотворно влияли на детей второй и третьей подгрупп: у первых появилась уверенность в своих возможностях, у вторых – интерес к деятельности, стремление сделать все не хуже других и до конца.

Что бы оценить проделанную детьми работу я привлекала самих детей из разных подгрупп. Учила их высказывать суждения о качестве работы. Свое мнение о дежурстве я всегда высказывала после оценки, данной детьми, обязательно отмечала причины успеха и неудач. В положительной оценке деятельности в присутствии других детей особенно нуждались дети второй подгруппы. Это укрепляло их веру в себя и побуждало к самостоятельным действиям. У детей поменялось отношение к дежурным, появилось положительное отношение к их труду, возросла значимость дежурного в глазах детей. Они с нетерпением ждали своей очереди, утром приходили пораньше, тщательно готовились к выполнению обязанностей дежурного.

В своей работе с детьми, я стараюсь предоставить им больше самостоятельности в решении всех вопросов, связанных с трудовым процессом, привлекаю их к участию планирования работы. В большинстве случаев, это планирование и участие в коллективной работе связаны с генеральной уборкой в групповом помещении и на прогулочном участке. Дети решают, какой материал и сколько нужно подготовить, как распределить работу между всеми участниками трудовой деятельности. Вместе обсуждаем с чего начать, как лучше и быстрее ее сделать.

Так, например, к уборке групповой комнаты мы готовимся накануне. Дети самостоятельно решают, кто с кем будет работать, и что будут делать. Дети очень любят трудиться в коллективе, так как вместе трудиться и веселее и работа лучше спорится. Каждый старается трудиться добросовестно, чтобы не краснеть и не оправдываться перед товарищами.

Я стараюсь установить тесную взаимосвязь игровой и трудовой деятельности детей. После беседы о работе врача выяснилось, что для организации сюжетно-ролевой игры «Больница» не хватает некоторых атрибутов. Я предложила детям изготовить их вместе со мной. Стали думать из чего и как их можно сделать. Дружно приступили к работе. Сейчас и проблем нет, если не хватает атрибутов к другим сюжетно-ролевым играм. Дети сами изготовят недостающее.

Формируя у детей самостоятельность, я воспитываю и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Дети с большим удовольствием рисуют и делают подарки для малышей, с чувством гордости дарят им.

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет труд взрослых. Мы организовываем экскурсии и целевые прогулки, во время которых можно наблюдать над трудом взрослых, взаимоотношениями в ходе трудовой деятельности. Мы видели работу портных, дворника. Наблюдали за тем, как школьники убирали листья на нашем участке, сажали кусты. Дети моей группы с удовольствием влились в работу.

Трудовое воспитание в подготовительной к школе группе решает целый ряд задач нравственного воспитания, главной из которых является формирование нравственных качеств, необходимых ребенку для успешной учебы в школе.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Воспитание самостоятельности ребенка в труде»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 21:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Воспитание самостоятельности ребенка в труде»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Константинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД